Гундарева боролась со смертью и болью пять лет

26 августа 2008, 17:20
28 августа талантливой актрисе, любимой миллионами Наталье Гундаревой исполнилось бы 60.

Наталья Гундарева. Она умела улыбаться не смотря ни на что; фото ИТАР-ТАСС

Наталья Гундарева родилась в растрепанной послевоенной Москве, на воспетой Высоцким хулиганско-театральной Таганке. "В нашей семье больше всего ценили три вещи: книги, киноленты и спектакли", — вспоминала позже актриса. Первое театральное представление, на которое попала маленькая Наташа, был спектакль МХАТа "Синяя птица", и он запомнился ей как некое чудо наяву. Однако становиться актрисой Гундарева не спешила. Как и мама, она стала инженером и занималась реконструкцией железобетонных комбинатов до тех пор, пока любовь к театру все же не взяла верх. Летом 1967 года Гундарева успешно сдала вступительные экзамены в Щукинское училище.

Тогда на одно место в "щукинку" претендовали 250 человек, но девчонку-талантище все-таки зачислили. Именно "Щука" сполна помогла раскрыть железный характер Гундаревой. В отместку преподавателям, говорившим, будто ее полнота ограничит ее актерские возможности, будущая Смеральдина (героиня из "Труффальдино из Бергамо") закаляла себя изматывающими танцевальными па, брала уроки сценической пластики и вскоре танцевала и пела как заправская танцовщица варьете. В "Щукинском" ходит легенда, что на 2-м курсе Гундарева так блестяще сыграла в спектакле, что тогдашний ректор Борис Захава восхищенно прошептал: "Я уже сейчас готов выдать ей диплом!" (по другой версии шепот был криком: "Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену. По окончании училища Гундарева получила приглашение сразу из четырех театров. Во МХАТе, "Современнике" и "вахтанговском" локти кусали, когда Наталья предпочла работать в театре Маяковского, где она довольно быстро стала ведущей актрисой.

Реклама

Наталья Гундарева была замужем за актером этого же театра Михаилом Филипповым. К сожалению, с детьми у них не сложилось: "Я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет".

"БОГ ПОСЛАЛ МНЕ ИСПЫТАНИЯ..". В театре им. Маяковского, который был для актрисы родным, говорят, что Наталья Георгиевна всегда работала на полную катушку и часто без отпусков. Сама Гундарева однажды сказала: "Актеры живут особой жизнью, которая не дает здоровья". В 2001 году актрису сразил инсульт, поразивший дыхательный центр коры головного мозга. Две недели актриса провела в коматозном состоянии. Все это время коллеги и многочисленные поклонники ждали ее возвращения. Актрисе же становилось то лучше, то хуже. В моменты, когда боль ненадолго отпускала ее, она мечтала о сцене и даже взялась за написание автобиографической книги. Гундарева ни на минуту не опускала рук. Ей прописали лечебную процедуру китайского иглоукалывания. "Мне было так больно, что казалось, если я закричу — в комнате повылетают стекла. Поэтому я не кричала". Великая актриса боролась со смертью и болью почти пять лет. 15 мая 2005 года ее не стало.

"Я часто думаю: почему Бог мне послал эти испытания? Может, потому, что я люблю результат, а это свойственно людям, которых обуяла гордыня? Может, судьба решила меня поставить на место? С болью я справляюсь тем, что думаю о том хорошем, что меня ждет. Уповаю на день грядущий, который, может быть, принесет новые роли — мне так легче жить", — говорила перед смертью актриса.

Реклама

БЕЗНАДЕЖНО ВЛЮБЛЕННАЯ В КИНО. Славу актрисы Гундарева завоевала на театральных подмостках, но в 80-х начали поговаривать, что Наташа... безнадежно влюблена в кино. Или все же кинематограф поддался чарам Гундаревой, с момента их знакомства в 1966 году в фильме по рассказу Василия Шукшина "Хмырь"? Кто хоть раз наблюдал ее на большом экране, согласится: она из тех актрис, которые гордились, что их называют "оборотнями" — так изящно умели они ломать привычную манеру игры и менять образы "как перчатки". Вспомните хотя бы, как из веснушчатой толстушки из фильма "Осень" Гундарева превращается в ранимую героиню "Осеннего марафона". А из многодетной матери из кинофильма "Однажды двадцать лет спустя" — в непреклонную княгиню из сериала "Петербургские тайны" или императрицу Елизавету из "Виват, гардемарины!".

Постперестроечное кино 90-х связало карьеру Натальи с телесериалами. Одними из последних ярких ролей актрисы стали работы в "Петербургских тайнах" (1994-1995) и кинофильмах "Хочу в тюрьму" (1998), "Любовь.ru" (2001). Кстати, Гундарева терпеть не могла вопроса — что для нее важнее – самореализация на сцене или игра в кино: "Театр всегда был и будет сосредоточением духовной жизни людей. И в моей жизни он останется, наверное, главным".