Голливуд снимет "Мастера и Маргариту"

20 февраля 2008, 09:33
В Штатах хотят экранизировать мистический роман Булгакова.

Дьявольщина. После постановки Бортко скончались Лавров и Абдулов

Знаменитые персонажи Михаила Булгакова из романа "Мастер и Маргарита" возвращаются на большой экран! На этот раз в голливудской обработке — американская киностудия Stone Village Pictures в сотрудничестве с продюсером Скоттом Стейндорфом (один из авторов "Пенелопы" — ленты о девушке-хрюшке, которую сыграла Кристина Риччи) запускают новый грандиозный проект. Но пока все секреты о новой картине создатели держат под замком. Самое интересное, что в Голливуде за основу сюжета взяли роман без сталинских купюр. Известно, что Булгаков завершил роман незадолго до смерти — в 1940 году, а из-за неоднозначных намеков на персону самого Сталина в романе текст в СССР запретили. "Обработанная" версия "Мастера и Маргариты" вышла только в 1966 году.

МИСТИКА КАК ВЕРДИКТ СОЦИАЛИЗМА. Самый первый фильм по Булгакову в 1972 году снял поляк Анджей Вайда для телевидения ФРГ — "Пилат и другие", тогда же один из лидеров югославской "новой волны" Александр Петрович сделал совместную с Италией постановку "Мастера и Маргариты".

Реклама

И польское, и тем более югославское кино пользовались неслыханной для соцстран свободой самовыражения. Хотя Вайда снимал историю Иешуа, а Петрович — злоключения Мастера, оба превратили книгу в глубоко диссидентское произведение. У Вайды Иешуа распинали на свалке, а Иуда был вульгарным сексотом. Донеся на Иешуа, он колотил кулаком по телефону-автомату, откуда сыпались тридцать сребреников.

Ни Вайде, ни Петровичу не помешал не только КГБ, но даже сам дьявол. Советские, а потом и российские режиссеры, у которых с "Мастером" не ладилось, напротив, сразу кивали на нечистого. И с энтузиазмом перечисляли, кто из съемочной группы скоропостижно скончался, у кого сын погиб в аварии, а кто поломал руки-ноги. Яркий пример — фильм Юрия Кары (1994), по поводу которого Валентин Гафт, сыгравший Воланда, сказал: "Какая-то высшая сила не дает, чтобы картина вышла". Кстати, в сюжете картины всего несколько расхождений с оригинальной книжной версией. Например, на экранном балу у Сатаны присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер и другие политические деятели, чего не было в романе Булгакова.

ПРОМЫСЛЫ ДЬЯВОЛА? В 1987 году "Мастера и Маргариту" предложили экранизировать Владимиру Бортко, только выпустившему в прокат фильм "Собачье сердце". Но тогда режиссер отказался: "Во-первых, Элем Климов много лет готовился снять свой фильм. Я безмерно его уважал и никогда бы не стал переходить ему дорогу. Во-вторых, я просто не представлял, как сделать Бегемота". А в 2004-ом он таки сделал Бегемота — не без участия современных компьютерных технологий. На экраны ТВ вышел 10-серийный сериал, наделавший много шумихи. Церковь возмущалась по поводу экранного "воскрешения" Христа, многие актеры отказывались от участия в проекте, который попахивал мистикой. И об этом невольно задумываешься, вспоминая недавнюю кончину Абдулова и смерть Лаврова, исполнивших в сериале ключевых персонажей. Тем не менее картина пользовалась невероятным успехом среди зрителей, а режиссеру она обошлась в $5 млн. Посмотрим, чем теперь нас удивит Голливуд.

Реклама

ФЕЛЛИНИ И $100

Единственный замысел, начавший приобретать реальные очертания, принадлежал кинематографисту Элему Климову. Снимать "Мастера и Маргариту" ему предложил итальянский продюсер Франко Кристальди, который собирался разделить роман между двумя режиссерами. Московскую линию должен был снимать Климов, евангельскую — Федерико Феллини. Проект даже включили в планы Госкино, но грянула перестройка, а потом делать фильм было уже слишком поздно. Прежде всего, по финансовым соображениям: Климов заложил совершенно невероятный бюджет, едва ли не $100 млн.