"Гогольфест-2016": новый "Вавилон", "игра в апокалипсис" и возрождение

12 сентября 2016, 11:36
Режиссер Владислав Троицкий рассказал о самых интересных премьерах фестиваля

У фестиваля насыщенная программа. Фото: facebook.com/gogolfest.org

Через несколько дней в Киеве стартует фестиваль современного искусства "Гогольфест". В этом году мероприятие пройдет на новой локации – арт-заводе "Платформа" – и будет длиться с 16 по 25 сентября.

Сайт "Сегодня.ua" пообщался с режиссером фестиваля Владиславом Троицким и узнал, что ожидает посетителей фестиваля.

Реклама

- Фестиваль продлится 9 дней, а мероприятий запланировано очень много. Чего только стоит театральная программа, которая представит более 20 премьер. Если не удастся посетить все, что нужно обязательно увидеть?

- В каждой программе есть свои "няшечки", в каждом событии нет ничего случайного. За день до фестиваля и в день открытия – 15 и 16 сентября будут спектакли Оскараса Коршуноваса (знаменитый европейский режиссер – Ред.) и это будет просто настоящий ТОП. Поэтому всем, кто хочет быть в курсе мирового театра, просто обязательно нужно посетить спектакли.

Также будет три моих премьеры: цирк-опера "Вавилон", кинетический спектакль "...але вітер…" и цирк-кабаре с ДахДоттерс "Баби Babylon".

Реклама

- Что значит новый цирк? Чем он отличается от классического?

- В обычном цирке номер ты воспринимаешь, как отдельное выступление. Ты не видишь истории. Новый цирк предполагает новую грань между театром и цирком, когда цирковой элемент – это просто язык, на котором человек говорит с тобой о чем-то, рассказывает свою историю.

Здесь будут и эквилибристы, и воздушники, и выступления с кольцами. Кроме того, под все это пишется специальная музыка, ведь это будет соединение цирка и оперы. Композиторы Илья Григорив и Илья Разумейко – та же команда, которая создала нашу оперу "IYOV"

Реклама

- Чего ожидать от театрального блока?

- Уже сейчас стартовала европейская театральная резиденция. Это уникальная ситуация, когда Украина налаживает коммуникацию в европейском театральном мире. Европейские режиссеры работают с украинскими актерами и создают новые проекты, которые будут показаны на фестивале и которые приедут оценить театральные менеджеры из Европы.

Будут крутые проекты из Литвы, Латвии, Польши. Украинские участники – самый востребованный авангард: Дикий театр, Театр переселенцев, ХЛАМ.

А еще 17 сентября состоится первая моя премьера – это кинематический театр. Такого в Украине еще никто не видел. Основная декорация – более 50 разных вентиляторов, которые движутся. На сцене будут также три актера. Это будет удивительная история любви, встречи, одиночества, войны, как разрушается мир и мечты. Трогательная история, немного напоминающая стилистику Миядзаки.

- Возвращаясь к вопросу музыки, что интересного будет в этом блоке?

- История с академической музыкой совершенно удивительна. Кроме того, что это просто красивая музыка, звучать она будет в бункере.

Это реальный подземный бункер, бомбоубежище со времен Советского Союза. Происходит погружение в какой-то постапокалиптический мир: концерт начинается со звучания сирены, потом полная темнота и тишина, то, что с нами почти никогда не происходит, чтобы мы ничего не видели и ничего не слышали.

Также будет инсталляция визуальной программы: показ фильмов гражданской обороны советских, американских войск.

- Это как-то связано с военными событиями, которые происходят на Донбассе?

- У нас вообще вся тема фестиваля "Вавилон", но я ее немного развил и назвал это в шутку "снятие порчи".

Мы все тотально погружены в катастрофическое ожидание мира. Читаешь новости, а тебе говорят, что завтра будет еще хуже. И это не только в Украине, это во всем мире так.

Когда человек непрерывно находится в состоянии катастрофы, волей-неволей формируется комплекс жертвы, что вот завтра будет хуже, и каждый день получает подтверждение, что он действительно прав. Закручивается спираль с уныния, страха, а когда человек боится им легче манипулировать. Ты начинаешь искать какую-то опору и поэтому всякие Трампы, Ле Пены и Путины становятся какой-то "палочкой выручалочкой", человеком, заявляющим, что знает рецепт.

Для того чтобы снять с себя маску жертвы, в психологии и магии есть такая тема "сыграть апокалипсис", "иронично сыграть травму". Впоследствии, иронично играя апокалипсис, мы получаем "прививку" и понимаем, что мир есть, небо есть, нормальные люди есть, в общем, живи, радуйся и занимайся делом. Ищите радость.

Вот именно перекодировка и запуск другой спирали – на возрождение и созидание – это миссия "Гогольфеста". И поэтому программа фестиваля провокационная, веселая для того, чтобы у людей проснулся интерес и с другой стороны они задумались.

А почему Вавилон? Это ведь история мечты. Люди начали мечтать, чтобы построить башню в угоду Богу, а потом перестали друг друга понимать.

Это не архаичная и абстрактная история, а то, с чем мы каждый раз встречаемся в своей жизни.

- Что будет представлено в визуальной программе?

- У нас там есть три составляющие: один проект Евгения Березницкого, у него будет такая правильная выставка современного искусства, которая собирает беспрецедентный для Украины звездный состав. Также будет выставка "Продажного современного искусства" от "Хамерманы знищуюють віруси", которая соберет всех – от Тистола и Кадыровой до художников с Андреевского спуска. 

И третьей составляющей будет спецпроект Скульптурного цеха, где создавались просто гигантские скульптуры. А в день открытия зрителю будет представлена огненная скульптура.

- Что еще посоветуете посмотреть и послушать  на фестивале?

- У нас на фестивале 24-25 сентября будет book-маркет, где будет представление книг и встречи с писателями. Также будет fashion-маркет. А в первый уикенд будет также Кураж-базар и Уличная еда.

- За время существования "Гогольфеста" вы чувствуете, что украинская публика начала больше интересоваться современным искусством?

- Публика интересуется. Раньше были другие времена – романтические, сейчас совсем другие. Но проблема в том, что не хватает "сомелье", то есть людей, которые несли бы это в массы, созидателей.