Главный режиссер Киевской оперы Анатолий Соловьяненко: "Готовим спектакль около года"

28 ноября 2013, 11:00
Режиссер рассказал о современных технологиях в постановке спектаклей, нюансах репетиций и главном показателе успеха

В кабинете. После репетиции / Фото: Александр Яремчук

С главным режиссером театра Анатолием Соловьяненко мы встретились сразу после репетиции спектакля "Сказка о царе Салтане".

— Анатолий Анатольевич, на днях состоялась премьера "Сказки". Расскажите о работе над этим проектом.

Реклама

— Первоначально мы планировали создать спектакль для самого маленького зрителя — чуть ли не дошкольного возраста. Но в ходе реализации проект стал отвечать запросам любой публики. И детей, и взрослых. То есть это спектакль для семейного просмотра. Мы будем показывать его как в вечернее время, так и в дневное по выходным дням. Спектакль я старался сделать максимально ярким и зрелищным. В него введены хореографические эпизоды, мультипликация, проекционные вещи.

— Мультипликация?

— Да, мы впервые соединили оперное действие с мультфильмом. Я вообще всегда стараюсь внедрять в спектакли какие-то передовые технологии, имеющиеся в мировых театрах. Или какие-то вещи из других сфер, которые можно адаптировать для оперы. Современные дети ведь растут на кино и компьютерных играх, интернете и айпадах. И если они увидят в опере что-то знакомое для них — это их привлечет. Думаю, "Сказка" у нас получилась. По крайне мере, билеты на декабрьские показы уже проданы. Но для меня даже не это главный показатель успеха. Знаете, какой главный показатель любого спектакля?

Реклама

— И какой же?

— Количество зрителей, оставшихся в зале после антракта. Существует множество режиссеров с очень известными фамилиями. На их спектакли путем рекламы продаются аншлаги. А вот после антракта — пустота. Просто существует два понятия: искусство и обман потребителя. Второго, к сожалению, у нас куда больше. Вот "Салтан" — это искусство. И я говорю вам это без всякой ложной скромности!

— Сколько времени ушло на постановочный цикл спектакля?

Реклама

— От момента выбора произведения и до его полной реализации... около года. Но этот процесс состоит из многих слагаемых. Причем зачастую параллельных. С одной стороны, это разработка эскизов костюмов, с другой — процесс выучки партий солистами. Отдельно — работа с хором. Если есть балетные сцены — то процесс разработки балетной драматургии. А непосредственно сам репетиционный процесс занимает где-то месяца полтора. Всего в спектакле занято около 120 человек хора, десятка три солистов, человек 40 балета, а еще ведь есть оркестр. То есть человек 300 творческого состава.

— Каков бюджет спектакля?

— Тут у нас есть преимущество перед другими театрами. Дело в том, что у нас есть свои собственные производственные мощности. Тратимся мы только на материалы, а художники-декораторы, бутафоры, реквизиторы цеха по изготовлению грима и костюмов — это все наше. Это позволяет нам минимизировать затраты. А бюджет спектакля – около 800 000 гривен. Это небольшие деньги для постановки спектакля, в котором 5 000 кв. м живописи.