Гендиректор киевской оперы Петр Чуприна: "У артистов особая нервная система"

28 ноября 2013, 13:00
Петр Чуприна рассказал о том, сколько получают артисты и какие проблемы он решает каждый день

/ Фото: Александр Яремчук

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

— Петр Яковлевич, что представляет из себя киевский оперный театр как структура?

— Оперный театр это сложный организм. По штатному расписанию у нас работает 1257 человек. Большой коллектив, но эта цифра не является взятой "с потолка". Она совершенно адекватна. Мы являемся самодостаточной системой в плане подготовки и выхода художественной продукции. У нас есть солисты, есть хор и симфонический оркестр, есть балет и миманс (группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок. — Авт.). Есть структурные подразделения, занимающиеся производством декораций, реквизита, изготовлением костюмов, целый блок инженерно-технических, хозяйственных, финансовых служб, зрительский комплекс, билетное хозяйство. Всего их 38. Сразу всех и не перечислишь. 

— Какие проблемы вам, как директору, приходится решать ежедневно?

Реклама

— Предмет постоянной заботы — проблемы, связанные с формированием репертуара, организацией репетиционного процесса, демонстрацией спектаклей, формированием ценовой политики на билеты и другие услуги, рекламой и работой со зрителем. Это сопровождается постоянным вниманием как к крупным, так и казалось бы незначительным, но важным аспектам деятельности. Ну, скажем, погодным (смеется). В летнее время в театре не должно быть жарко, в зимнее — холодно. Значит, должны работать системы кондиционирования и на охлаждение и на обогрев. Ведь вокалистам надо петь, артистам балета — танцевать. А танцуют они в легких костюмах. В театре должно быть комфортно, уютно и чисто. Чисто — значит, надо убирать. Светло — значит, все лампы должны гореть (главная хрустальная люстра находится на высоте 27 метров и весит 650 кг. — Авт.).

— А с какими проблемами приходится сталкиваться в коллективе?

— Среди важнейших — формирование творческого состава. Это очень серьезный вопрос, требующий профессионального и взвешенного подхода. Мы объявляем и проводим конкурсы на вакантные места, в результате которых из нескольких десятков претендентов отбираем лишь одного или нескольких исполнителей. Отбор очень жесткий. Ну а кроме того, артисты — люди с особой нервной системой, эмоциональным миром. Поэтому необходимо постоянно заботиться о здоровом морально-психологическом климате в коллективе, а штатных психологов у нас нет. Так что нам — имею в виду себя и главных специалистов: художественного руководителя, главного режиссера, дирижера, хормейстера, художественного руководителя балетной трупы — приходится брать эти функции на себя.

Реклама

— Не могу не затронуть тему скандала с вашей дивой — Екатериной Абдуллиной (в соцсетях певица назвала украинские школы "быдлячьими"). Говорят, ее уволили. Это так?

— Нет. Она по-прежнему числится в штате. Хотя ситуация, как по мне, из ряда вон выходящая. За многие годы работы в театре я не припомню подобного циничного высказывания относительно наших национальных ценностей. В лучшем случае — это какое-то затмение. Незрелый человек... Коллектив солистов даже написал заявление, в котором высказал нежелание работать с ней на одной сцене в дальнейшем. Вместе с тем, Кодекс законов о труде не дает нам права расстаться с ней. Поэтому в штате она числится, но на сцену не выходит. Как сложатся наши дальнейшие отношения — покажет время.

— Какие зарплаты в театре?

— Ниже, чем у наших коллег в России или дальнем зарубежье. Но в то же время весьма достойные. Творческий состав от статистов и до ведущих мастеров сцены получает в амплитуде от 5 500 до 14 000 грн. Плюс у нас есть возможность делать особо выдающимся артистам надбавки. Такой уровень оплаты позволяет обеспечивать стабильность в артистическом составе. В отличие от драматических театров, у нас искусство свободно конвертируемое — наши артисты востребованы во всем мире. Артистам оркестра и балета ведь не важен английский — им просто нужно хорошо играть и танцевать. То же самое касается и вокалистов — у нас все оперные спектакли исполняются на языке оригинала. Так что сегодня он может работать у нас, а завтра — в Метрополитене!

Уже прощаясь, мы попросили директора рассказать историю двух эффектных антикварных ваз, украшающих его кабинет. Оказалось, что этих двухметровых фарфоровых красавиц в 1956 году тогдашнему директору театра Виктору Гонтарю — зятю самого Никиты Хрущева — подарил премьер-министр Китая Чжоу Эньлай.