Гендиректор Донецкого театра оперы и балета: "Я назвал Верди своим дедом"

8 февраля 2014, 06:14
Василий Рябенький рассказал о немецком наследии, церковных колоколах и "Летучем Голландце"

В своем кабинете. В театре работает с 1989 года / Фото: Анастасия Искрицкая

— Василий Иванович, говорят, вас можно поздравить с грядущим глобальным ремонтом театра?

— Ох (смеется), мне на ремонты вообще везет. Я в театре с 1989 года работаю. Только пришел и, что называется, попал: начался плановый этап капитального ремонта театра. На все про все было отведено аж 3 месяца. В реальности же ремонт длился 5 лет (театр открылся только в 1994 году. — Авт.)! Разбили стены, сорвали паркет и разрушили санузлы. Хотели снести и батареи, но я их отстоял. Здание без отопления — оно ведь мертвое. А куда мне тогда труппу девать — 500 человек? В общем, вы представляете все эти "условия" для работы. Люди элементарно разбегались. Когда в 90-м труппа выехала на гастроли в США, то из 75-ти человек вернулось четверо... Но потом дело сдвинулось с мертвой точки. Починились, подлатались — косметически, конечно. Я сам по всем областям мотался в поисках театрального оборудования, кресел для зрительного зала. Труппу собирали заново, а это очень длительный и непростой процесс. Но ремонта — настоящего, капитального — у нас не было с 1941 года, с момента открытия театра. Так что нам он необходим, как воздух.

Реклама

— Насколько я знаю, на новый облик театра должны потратить свыше 300 млн грн...

— Планы у нас по-хорошему наполеоновские. Так, по проекту, фасад Донбасс Оперы украсят четыре скульптуры муз: Евтерпы, Мельпомены, Талии и Терпсихоры. В самом же театре появится арьерсцена, как дополнение к основной, а главная сцена, в свою очередь, будет расширена и механизирована. Также мы планируем увеличить количество зрительских мест с 976 до 1022, открыть для посещения ложи третьего яруса (сейчас их состояние плачевно, и они закрыты. — Авт.). Хотим расширить проходы между рядами, сделать в театре пандусы и лифты для людей с ограниченными физическими возможностями. Но пока это лишь хорошие планы, а когда дело сдвинется с мертвой точки — одному Богу известно... Но мы верим, что все получится.

— Сразу после открытия в театре начали хозяйничать немцы, оккупировавшие город, когда тот еще носил название Сталино. Сильно они тут хозяйничали?

Реклама

— Режиссером в театре был немец — режиссер Мюнхенской оперы Тони Грашбергер. В интернете даже есть фотографии, на которых в первом ряду в зале нашего театра сидят немецкие военачальники — в мундирах, при регалиях. Это была первая зима в новом театральном здании, и оказалось, что в помещениях очень холодно. Поэтому в "карманах" (место, где обычно хранят декорации. — Авт.) немцы поставили железные массивные двери. Там они до сих пор и стоят — надежные, словно для гигантских сейфов. Немцы установили портальное освещение сцены. Делали для себя — добротно очень. Правда, после ремонта мы планируем все поменять, потому как уже пришло время.

— Правда, что в театре долгое время висели колокола из знаменитой Святогорской Успенской Лавры?

— Абсолютная. У нас был один большой корабельный колокол и пять церковных. Так что в опере "Иван Сусанин" звучал настоящий колокольный перезвон. Когда большевики ликвидировали святую обитель в Святогорске, колокола к нам привез главный художник театра. По сути, спас — в 2003 году, после восстановления Лавры, мы их вернули. Новые колокола нам отлили мастера "Донецкстали" по старинным традициям литья колоколов. Самый большой колокол весит 155 кг, самый маленький — 5. Кстати, Вадим Яковлевич (Писарев — художественный руководитель. — Авт.) всегда возвещает о своем приходе в театр ударом в колокол возле режиссерского пульта, и все знают, что худрук на месте.

Реклама

— Одной из самых нашумевших премьер прошлого года стала опера "Летучий Голландец" Рихарда Вагнера. Ее даже назвали главным культурным событием года...

— На сегодня это самый большой украинско-немецкий культурный проект, который был в истории театра. Общий бюджет этого проекта — 3,5 млн грн. Без помощи Посольства Германии, финансовой поддержки генерального партнера — компании СКМ Рината Ахметова, облгосадминистрации и областного совета, мы сами никогда не смогли бы осуществить проект такого масштаба. Спасибо спонсорам, партнерам. И знаете, если нам аплодировали в Германии — на родине Вагнера — значит, у нас действительно получилось. Кроме того, "Голландец" принес нам прибыль — и это тоже приятно.

— У вас над рабочим столом интересный портрет висит...

— Это Джузеппе Верди — пастель, работа донецкой художницы Ларисы Джарты. У меня как-то одна известная дама спросила: "Кто это?" Ну, я и пошутил: "Дедушка мой". А она: "Я так и подумала — вы так похожи!" (смеется).