"Где родился, там и пригодился" — мудрость успешных украинцев за 30

16 апреля 2016, 10:00
Покоряют Антарктиду, побеждают в Каннах и меняют нашу страну

Именитая дирижер: "Думаю, успех — это реализация собственной мечты"

Нет ничего плохого в том, что люди хотят быть успешными. Но что такое успех? Какое значение мы вкладываем в это понятие? Для одних успех — это всеобщее признание, для других — богатство, а кому-то, чтобы почувствовать себя успешным, важно ощущать гармонию. Люди разные, и путь к успеху у каждого свой. Кто-то стремится к нему годами, а кто-то постигает его внезапно и совершенно случайно. В проекте "Сегодня" под названием "Успех поколений" мы собираем истории украинцев разных возрастов, которые благодаря своим поступкам, идеям или участию в проектах добились успеха и получили любовь народа, стали примером для подражания и просто узнаваемыми личностями. Они расскажут, как пришли к своему триумфу, а также по каким признакам и критериям можно определить успех.

В предыдущих публикациях мы писали про людей, которые достигли большого успеха в возрасте от 10 до 30 лет. В этот раз мы расскажем о людях, взобравшихся на вершину к 40 годам.

Реклама

Сегодня мы расскажем Истории украинцев, которые добились успеха уже к 40 годам, и о том, как он изменил их жизнь.

ДИРИЖЕР: "ЗАРЯЖАЮСЬ НА РОДИНЕ"

Оксана Лынив — единственная украинка среди женщин-дирижеров международного уровня, которых насчитывается не более ста в мире. К своим 38 годам она успела два года поработать во Львовской опере ассистентом главного дирижера, потом 5 лет руководила оркестром в Одесской национальной опере. Сегодня Оксана делает успешную карьеру в Европе, выступая на сцене культовой Баварской государственной оперы в Мюнхене. Ее любят самые строгие европейские меломаны и ценят известнейшие оркестры мира. И хотя девушка с детства мечтала о музыкальной карьере, она не могла даже предположить, что ей удастся добиться такого успеха.

Реклама

Оксана родилась в маленьком городке Броды Львовской области в семье музыкантов. С отличием окончила дирижерский факультет Львовской музакадемии. "В 2004 году была моя первая серьезная заявка о себе, — говорит Оксана. — Я заняла третье место в престижном международном конкурсе дирижеров имени Густава Малера, после чего была приглашена ассистировать главному дирижеру Бамбергского симфонического оркестра Джонатану Нотту. Но тогда мне еще очень не хватало опыта, поэтому решила еще 4 года подучиться в Дрезденской музыкальной академии. В 2013 году была вторая ступенька успеха — я получила должность музыкального помощника генерального музыкального директора Баварской государственной оперы Кирилла Петренко, самого яркого дирижера в мире на сегодня. Сейчас его избрали главным дирижером Берлинского филармонического оркестра — крупнейшего симфонического оркестра Германии и по сути самого известного в мире. К Петренко я попала случайно. Известный скрипач Илья Коновалов передали ему мой диск и биографию как раз тогда, когда он готовился занять пост генерального музыкального директора Баварской оперы и подбирал себе музыкального ассистента.

Думаю, успех — это реализация собственной мечты. Я успешна, ведь занимаюсь любимым делом, о котором грезила с самого детства. Чтобы достичь высот, очень важно не изменять мечте и не разочаровываться, когда на пути встречаются трудности. При любых обстоятельствах нельзя сворачивать с пути. Иногда случается, что человек действительно талантлив, но ему не сразу удается пробиться, и он опускает руки. Для меня подобное было бы настоящим бедствием. Надо настроиться на борьбу, сразу признать, что все места заняты и нужно самому сражаться за место под солнцем, доказывая, что лучше именно ты".

"Я НЕ ЭМИГРАНТ". Оксана три года живет в Германии. "Но именно Украина — главный источник моих сил, — говорит она. — Здесь я черпаю вдохновение. Даже когда у меня очень напряженный график, стараюсь ехать в Украину на день-два. Этого достаточно, чтобы подзарядиться на месяц. Дольше двух месяцев находиться за пределами родины просто не могу. Обязательно выступаю в Украине и вообще не чувствую себя эмигрантом, не собираюсь уезжать из своей страны насовсем. Просто воспринимаю проживание в Германии как работу, развитие и то, в чем нуждается творчество. Мой долг — двигаться вперед, развиваться и таким образом поднимать украинскую музыкальную культуру и имидж нашей страны".

Реклама

Дирижирует в Германии. Но не чувствует себя эмигрантом и не собирается покидать Украину насовсем.

БИОЛОГ: ТРИ ГОДА РАБОТЫ В АНТАРКТИДЕ

Львовский биолог Игорь Дикий может рассказывать об Антарктиде часами. 41-летний львовянин — один из немногих украинцев, которые входят в число участников антарктических экспедиций на станции "Академик Вернадский". К тому же Игорь был в экспедициях трижды — в 2006, 2009 и 2011 годах, и даже попал в фильм BBC о живой природе, который снимали британцы. Впервые в Антарктиду отправился, когда ему было 32 года, — анализировал поведение тюленей для своих исследовательских работ. Потому неудивительно, что Игорь — гордость и звезда в родном Львовском национальном университете, где с 2007 года работает доцентом кафедры зоологии. "Безусловно, моя поездка — это своего рода успех для университета, — говорит Игорь Васильевич. — Ведь мы открыли новый горизонт. Особенно восхищенно меня встречает молодежь. Чаще всего первым делом спрашивают, видел ли я пингвинов, как обстоят дела с электроэнергией и мобильной связью и как долго туда добираться. А еще очень часто путают Антарктиду с Арктикой и спрашивают, не боимся ли мы белых медведей, которые могут разодрать на куски. Этот вопрос всегда у меня вызывает улыбку, ведь белые мишки там не обитают".

Каждая экспедиция длится 12—13 месяцев. "Зимовать (так говорят о годе пребывания в Антарктиде. — Авт.) там не сложно, — делится Дикий. — Конечно, многого не хватало, скучал даже по деревьям. Были и психологические нюансы. Ведь целый год 13 человек живут бок о бок. Как и в любом коллективе, есть свои симпатии и антипатии, и деться от них некуда: экспедиция живет, как на космическом корабле — в закрытом помещении. Мы постоянно вместе, и так минимум 365 дней. Конечно, команда притирается, однако все мы люди, а не роботы. Пребывание в экспедиции воспитывает в человеке взаимопомощь и взаимоуважение.

Больше всего в Антарктиде скучают по семьям. Участникам экспедиции, особенно новичкам, часто снятся путешествия домой. "Но к концу сна надо обязательно успеть вернуться в Антарктиду, — улыбается ученый. — Мне тоже не раз снился родной дом. Под утро просыпаешься и не можешь разобрать, где находишься; глянешь в окно — а там все белым-бело".

В Антарктиде. Ученый анализировал поведение тюленей.

РЕЖИССЕР: "О КАННАХ ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЛ"

Киевлянин Мирослав Слабошпицкий — известный украинский режиссер, актер и сценарист. Он единственный в Украине, кто два года подряд номинировался на премию "Золотой медведь" Берлинского международного кинофестиваля: в 2009 году с фильмом "Диагноз" и в 2010 году с фильмом "Глухота". На счету режиссера пять короткометражных фильмов. Но по-настоящему огромный успех и признание ему принесла его первая и пока единственная полнометражка "Племя" — фильм-эксперимент, "немое кино XXI века", в котором играют глухие непрофессиональные актеры. В 2014 году картина получила три награды на Каннском кинофестивале. После чего о Мирославе заговорил мир, а американские кинокритики включили "Племя" в топ-5 лучших иностранных фильмов года. Слабошпицкий стал лауреатом общенациональной премии "Человек года-2014" в номинации "Деятель искусств". Также ему вручили Государственную премию им. А. Довженко.

"Я даже не мог предположить, что мы окажемся в Каннах, ведь выше этого кинофестиваля нет ничего на свете, — признается 42-летний режиссер. — Конечно, когда работал над картиной, понимал, что где-то работу покажем, например, на "Берлинале". Потому Канны стали приятным сюрпризом. Как-то Обама сказал: "Если вы считаете себя трудолюбивым и талантливым, знайте, что таких полно на обочине жизни". Поэтому думаю, что успех — это совпадение всего, начиная от того, как сходятся звезды, и заканчивая твердым желанием гнуть свою линию. И, конечно, большую роль играет поддержка близких".

Любовь к кино у режиссера с детства. "Школьником я обожал ходить в кинотеатры. Частенько, пока родителей не было дома, уезжал в центр Киева и мог за день просмотреть три фильма. До сих пор они не знают об этом. Уже тогда решил — хочу снимать, но цели стать режиссером не ставил", — вспоминает он.

С главной героиней "Племени".

НОВАТОР: ПРОВОДИТ ЛЕКЦИИ ДАЖЕ В ПОЛЕ

39-летний Роман Зинченко — общественный активист в сфере энергоэффективности и зеленой энергетики. Вместе с 34-летним братом Андреем в 2009 году создал Украинскую сеть энергетических инноваций Greencubator, задача которой — убедить людей, что они могут быть творцами изменений в энергетике, доступно объяснить, как экономить энергию и использовать ее альтернативные источники. Примерно тогда же Роман стал соорганизатором конференций TEDxKyiv (украинская ветка известной в мире конференции TED, посвященной "идеям, достойным распространения". Она зародилась в Калифорнии еще в 1984 году. — Авт.).

"Порой для старта надо потерять работу или бизнес,  — рассказывает Роман. — Для нас таким испытанием стал 2008 год. Иногда считали жетоны метро в кармане, переезжая со встречи на встречу. Эти "веселые" обстоятельства и привели к рождению дела, которым сейчас занимаюсь. Не люблю вопросов на тему "успешности". Не нам о ней судить, да и часто "успешность" всего лишь часть картинки. Полезно помнить о тех дня, когда было несладко, и помнить — зачем ты все это делаешь. Тогда не так страшно двигаться вперед".

7 лет назад братья Зинченко начали разрабатывать новые модели энергетики в Украине на дачном участке родителей. "На момент покупки это был недостроенный дом, 15 лет не видевший людей, – говорит Роман. – Знакомый рассказал, как самостоятельно обустроил тепло и энергетику у себя в доме, мы с братом решили последовать его примеру. Когда пытались подключить в дом электричество, узнали что такое коррупция. Это вдохновило нас на мысль об автономной, зеленой энергетической системе. На даче, втроем с отцом мы собрали энергоэффективную отопительную систему. Именно во время стройки появилась идея создания Greencubator-а.

Однажды провели опрос: кто хотя бы раз заряжал ноутбук или мобильный от солнечной энергии? Оказалось, почти никто не знал о зеленой энергетике. Поэтому мы решили организовать конференцию на природе. Так появился EnergyCamp, а вскоре и TeslaCamp. Мероприятия в поле, с интернетом, электромобилями и солнечными батареями стали не просто местом встреч – там родилось несколько украинских энергетических стартапов".

TeslaCamp. Рома на конференции об энергоэффективности.

СЦЕНАРИСТ: КАЖДЫЙ ДЕНЬ — СО СМЫСЛОМ

Наталья Ворожбит — самый востребованный современный драматург Украины, автор множества пьес и сценариев к фильмам и сериалам. Ее называют реформатором театра и драматургии. В 2011 году она была одним из организаторов фестиваля "Неделя актуальной пьесы", а в октябре прошлого года участвовала в создании уникального проекта "Театр переселенца", тем самым задав, по сути, новый уровень драмы. Сейчас произведения 41-летней сценаристки переведены на десятки иностранных языков, по ним ставят спектакли за границей. В конце "нулевых" Ворожбит написала сценарий российского сериала о подростках "Школа" и стала известной для десятков тысяч людей. С тех пор ее успех стремительно растет. В прошлом году Наталья попала в рейтинг "100 самых влиятельных женщин Украины" по мнению журнала "Фокус". "Для меня успех — это работа по душе, — говорит Наталья. — Видимо, я достигла успеха, потому что последние три года занимаюсь только тем, что для меня важно и интересно".

Интересно, что до 19 лет интересы Ворожбит были далеки от театра. "Я практически не читала драматургии и не посещала театров, — говорит Наталья. — Не было и писательских амбиций, хотя творческие имелись всегда. На втором курсе Киевского института культуры вдруг захотелось все кардинально изменить. Я стала заниматься в школе драматургии Анатолия Дьяченко. Именно там и полюбила драматургический процесс. Через год поступила в Московский литературный институт им. Горького, а через 10 лет вернулась творить в родной Киев. Мне помогают простые жизненные установки: "где родился, там и пригодился", "великодушие побеждает все". Важно напоминать себе, что жизнь прекрасна и вечером отрефлексировать прожитый день. К сожалению, так не всегда получается, но без этого жизнь течет, как песок сквозь пальцы". Сегодня готовятся к съемкам два фильма по сценарию Натальи — о защите Донецкого аэропорта и по роману Сергея Жадана "Ворошиловград". "Все же мои главные цель и мечта — растить детей, любить и быть любимой, оставаться живым и активным человеком, быть полезной своей стране", — подытоживает Наталья, которая воспитывает 8-летнюю дочь.

Процесс. Работа над фильмом "Ворошиловград" Сергея Жадана.

УДАЧА С ВРЕМЕН МАЙДАНА

Еще 3 года назад Максим Музыка был обычным бизнесменом и мастером восточных единоборств. Но со времен Майдана все круто изменилось. "Известность пришла неожиданно, — признается Максим. — Я просто ходил на Майдан, где вел курс самообороны. Там тренировались журналисты. Они начали приглашать меня на эфиры, брать комментарии. Потом с началом АТО я поехал на Донбасс, возил на передовую помощь, в 2014-м пошел добровольцем. Участвовал в успешном штурме Саур-Могилы, несколько дней был в Донецком аэропорту, где попал в кадры докфильма "Аэропорт". Теперь трудно доказать людям, что я далеко не "киборг". Более того, Минобороны использовало мою фотографию для рекламной кампании мобилизации с подписью "киборг", позывной "Зоран". Сергей Лойко написал книгу "Аэропорт", в которой сделал меня прототипом одного из героев. По приказу Генштаба меня командировали на презентацию романа". На передовой Максим стал сочинять стихотворения, даже вышел сборник "Зоран: #тихотворения". Еще три фото Максима, которые он сделал во время боев под Саур-Могилой, участвуют в фотовыставке "Донбасс: война и мир", которая уже побывала в Брюсселе, Страсбурге, Лондоне, Вашингтоне, Загребе. "Снял просто для себя на телефон, — говорит он. — На фото мой напарник в нашем окопе, моя рука, мой блиндаж". Сегодня Максим Музыка — командир одного из подразделений спецназа. "Бывает, на улицах узнают, подходят, но обычно скромно и без навязчивости, — говорит Максим. — Я же не звезда эстрады. Меня это скорее удивляет, а не подпитывает мое эго. Зато известность позволяет мне делать добрые дела в гораздо большем объеме и быстрее реализовывать благотворительные проекты".

Книга. #тихотворения.