Фотофишки: как фотографировать еду, детей и свадьбы

22 января 2018, 06:03
Сосиска "живет" 15 минут, малышей привлекают игрушкой на объективе, а на росписи "ловят" слезы тестя

Фото: Е. Седнева

Чтобы кадр получился удачным, фотограф должен иметь чутье, хорошую технику и специальные навыки. Поэтому многие занимают определенную нишу, собирая и придумывая лайфхаки, — собственно, так поступают все истинные профессионалы. Наши сегодняшние герои снимают свадьбы, детей, еду, делают портреты. Мы расспросили лучших в своем жанре специалистов о трендах и закулисье таких съемок.

Свадьба: тайны богачей и утро невесты

Казалось бы, что сложного — снять свадьбу? Все нарядные, в хорошем настроении, куча перемещений за день: успевай направлять объектив! На самом деле это очень сложный жанр, требующий репортажных и художественных навыков, знания трендов и модных фишек.

Реклама

"Главное — живые эмоции в кадре, — говорит свадебный фотограф Евгения Седнева. — Сейчас популярно снимать прогулку жениха и невесты в другой день, до свадьбы. Можно спокойно выбрать красивую локацию и безо всякой суеты отснять историю пары. Тенденция такова, что, чем меньше постановки кадров, тем лучше. Молодожены прыгают, бегают, смеются, дурачатся — все естественно и без напряга".

На своем сайте фотограф разместила слоган: "Главное — не показать другим, как вы выглядели на свадьбе, а напомнить, что вы чувствовали".

"Возраст, комплекция — все уходит на второй план, если в кадре живые эмоции. Конечно, я режиссирую свадебную прогулку, общаюсь с новобрачными, делаю комплименты — тут надо быть и психологом, конечно. Снимать двоих людей всегда легче, чем одного. Молодожены заняты друг другом, часто даже забывают о камере. Особенно если нет никого рядом, никто не смотрит и не оценивает.

А вот сделать хороший репортаж в день свадьбы очень непросто. Обычно я предлагаю начать съемку со… сборов невесты дома. Это всегда волнующе, получаются очень трогательные кадры. В ЗАГСе снимать не очень люблю — из-за "совковой" обстановки. Благо сейчас многие делают выездные церемонии, очень похожие по формату на католическое венчание. Эта мода пришла с Запада, и на природе такое торжество выглядит очень эффектно. И тут важно поймать эмоцию — вот у папы слеза по щеке пробежала, вот мама взволнованно отвернулась, или подружки ловят букет невесты. Застолье обычно не фотографирую — это не так интересно, да и людей смущает".

Как призналась Евгения, интереснее всего снимать креативные свадьбы — велосипедистов, байкеров, толкиенистов. Это всегда атмосфера, атрибутика, а вместо ресторана — кейтеринг на природе.

"А вот съемки VIP-свадеб — особый случай, — продолжает наша героиня. — "Лакшери"-клиенты нигде не разрешают размещать свои фото. С ними сложно, хотя и платят они больше".

Кстати, для профи очень важна оценка коллег — свадебные фотографы размещают свои работы на специализированных сайтах, где можно отслеживать новинки и тренды, участвовать в конкурсах. Поэтому Евгения советует молодоженам обязательно смотреть портфолио фотографа — его работы расскажут о себе сами. Главное — не пытаться сделать все "как в журнале", а прожить день свадьбы как самый уникальный праздник.

Реклама

Горько! Такие вот спонтанные проявления счастья ценны для фотографа. Тогда в кадре — живые эмоции. Фото: Е. Седнева

Дети: погремушки, обмотки и пальчиковые краски

Детская фотосессия — жанр, требующий терпения, особых навыков и изобретательности. Мария Кокулина — специалист по семейной фотографии — так говорит о секретах съемки малышей.

Реклама

"Если ребенок маленький, на объектив надевается специальная вязаная игрушка. Это отвлекает внимание крохи, он уже не воспринимает объектив как нечто черное и страшное. Выручают и обычные погремушки — я прошу родителей, чтобы немного "пошумели" у меня над головой, и тогда малыш реагирует эмоционально. Снимать детей лучше в первой половине дня. Грудничкам, чьи глаза чувствительны к вспышкам, нужен исключительно дневной свет. Кстати, младенцы часто засыпают "в процессе" и улыбаются во сне. Это так трогательно!"

У детских фотографов обычно есть свой реквизит — цветные обмотки для грудничков, обручи, ленточки. Стиль и цвет подбирают вместе с мамой.

"Если ребенок плачет или не хочет фотографироваться, ни в коем случае нельзя его ругать за это, — советует Маша. — До съемки я обычно в игровой форме вхожу в контакт с малышом, мы можем даже поиграть. Важно также, чтобы в кадре не было пестрой одежды, а также клетки-полоски — такая расцветка оттягивает внимание. Оптимально — яркие однотонные цвета. На семейных съемках я порой иду на хитрость: придумываю занятие для взрослых и малышей. Однажды вся семья рисовала пальчиковыми красками, получилось очень весело!

Папа, мама и я! Фотографу важно поймать искренние эмоции ребенка и отвлечь его. Фото: М. Кокулина

А если профессионала рядом нет, на отдыхе старайтесь снимать ребенка в движении, уходите от постановочных фото, где ребенок стоит "солдатиком" и смотрит в кадр. Живые снимки несут позитив и хорошие воспоминания".

Семейное фото. А кто там у мамочки в животике? Интересно же! Фото: М. Кокулина

Моя первая фотосессия. Грудничков лучше снимать при дневном освещении. Фото: М. Кокулина

Фуд-фото: сосиски и золото

Снимать еду — особое искусство, поэтому рестораны и производители продуктов пользуются услугами фуд-стилистов. Такой человек должен быть не просто фотографом, но и разбираться в декоре и кулинарии.

"Снимать еду я училась, что называется, в процессе работы, — рассказывает фуд-стилист Ольга Драч. — Потом поняла, что одновременно заниматься постановкой кадра и фотографировать почти невозможно. Сейчас мы работаем в паре с сестрой: она снимает, я отвечаю за "вкусность картинки". Все зависит от задач, которые могут быть абсолютно разными.

Например, чтобы показать "дорогую" еду, ее снимают на черном фоне. Этот цвет подчеркивает и аппетитность мясных блюд, и дорогие десерты, в которых, к примеру, используют съедобное золото для украшений.

А вот диетические блюда выгодно подчеркивает белая посуда. Обычная овсянка на воде, декорированная ягодами, в дорогой тарелке — получается изысканно и аппетитно.

Можно рядом с тарелкой разместить продукты, из которых готовил повар, или положить поверх овсянки кусочек масла — получается завершенный натюрморт. Главное — не украшать тем, чего не будет при подаче, иначе клиент, мягко говоря, удивится. Я стараюсь не использовать дополнительные предметы для декора. Разве что немного готовых продуктов — хлеб, муку, — для атмосферы. Мясо прекрасно дружит в кадре с зеленью, десерты — с фруктами, ягодами и сахарной пудрой".

Подготовка к съемке еды похожа на то, как художник приступает к написанию картины. Фуд-стилист готовит полотно — чистый стол, на который постепенно добавляет элементы либо придумывает какое-то действо. К примеру, на съемке меню грузинского ресторана Ольга запечатлела в кадре руки повара в муке — это придало аутентичности и выглядело по-домашнему.

"В качестве фона и декора мы обычно используем то, что уже есть в интерьере, — объясняет наша героиня. — Хотя недавно ради фотосессии для сайта мясокомбината его владельцы, молодые ребята, закупили для съемки гриль, угли, приборы. И прямо в студии мы жарили сосиски. Конечно, важно и свет правильно поставить, и чтобы продукт был свежий, но главное — работать быстро. "Жизнь" жареной сосиски — буквально 15 минут. Потом она начинает подсыхать. Это в рекламе работают с муляжами и снимают часами, а мы должны ловить момент. Некоторые десерты — например, воздушные суфле, — "живут" в кадре всего минуту!". 

А как показать, что в супе есть и картошка, и горошек, и маслинки? Для этого, по словам Ольги, на дно посуды кладут половину очищенной картошки, которая "приподнимает" ингридиенты жидкого блюда на поверхность. Там их равномерно распределяют — и вуаля! На картинке — дымящийся супчик с аппетитной горкой овощей.

Съемка сосисок на гриле. Главное — успеть, а то подсохнут! Фото: О. Драч


Портрет: моделей доводят до слез

Портретист Тарас Гегельский — из тех мастеров, которые стараются запечатлеть человека в полной обнаженности его души.

"Обычная фотосессия — это всегда работа на камеру, игра и попытка создать образ, — объясняет фотограф. — Поэтому я во время съемки предлагаю человеку забыть про объектив и просто побыть самим собой. Представь, говорю, что ты попал на необитаемый остров, где никто тебя не видит. Делай, что хочешь. Тотальная свобода!".

В студии Тараса люди спокойно усаживаются на подоконник, смотрят в окно, танцуют. Некоторые, вспомнив что-то, могут и прослезиться. То есть проживают полный спектр чувств и эмоций.

"В начале съемки человеку порой трудно расслабиться, — продолжает фотограф. — Но постепенно происходит процесс вхождения в себя, становится легко и спокойно. Однажды в конце съемки психологического портрета одной девушки мы обнаружили, что прошло… восемь часов! Все это время мы общались, обсуждали то, что ее волнует — просто говорили по душам. Поэтому я бы советовал прислушиваться к своему состоянию, понять, чем ты наполнен. Только так можно запечатлеть настоящего человека во всей обнаженности его души".

Особое состояние. Тарас стремится сфотографировать душу... Фото: Т. Гегельский

Рисковые кадры

Ради удачного кадра фотографы порой идут на серьезный риск. К примеру, американец Винсент Лафорет снимал ночной Сан-Франциско с вертолета, держа камеру на вытянутых руках. Были моменты, когда он чуть не выпал из люка, но не остановил съемку. А чех Карел Тюпи сделал снимки действующего вулкана Эрта Але в Эфиопии. Жар на краю озера из лавы был таким сильным, что можно было получить ожоги. Каждые 5—6 секунд Тюпи был вынужден отходить от края, чтобы не обгореть.

Но самые рисковые — фотографы, снимающие диких животных. Так, итальянец Альберто Паницца (на фото) встретил в Канаде белых медведей. Чтобы крупно снять эмоции этих крупнейших хищников, пришлось приблизиться к ним на расстояние трех метров. Таким образом Альберто удалось запечатлеть даже драку медведиц.