Фоксу из легендарного "Места встречи изменить нельзя" – 75 лет

6 мая 2007, 16:30
На съемочной площадке Александру Белявскому довелось побывать и военным ("Четыре танкиста и собака"), и ученым ("Иду на грозу" и "Июльский дождь"), и интеллигентным выпивохой ("Ирония судьбы, или С легким паром").
Великий Александр Пушкин утверждал, что "гений и злодейство – вещи несовместные". Однако самый привлекательный преступник всех времен и народов, Евгений Петрович Фокс из культовой криминальной драмы "Место встречи изменить нельзя", – гениальный злодей. Невероятным обаянием он обязан народному артисту России Александру Белявскому. И именно с Фоксом, мастером "форсу бандитского", Белявский ассоциируется прежде всего.

ОТ БАНДИТА ДО МИЛИЦИОНЕРА

На площадку "Места встречи…" актера привел Владимир Высоцкий, и коварный безжалостный красавец Фокс зажил своей собственной судьбой – матерые рецидивисты впоследствии принимали Белявского за "своего". Однако актеру удалось избежать "комплекса одной роли" – в его активе более сотни ролей и еще больше озвученных фильмов. На съемочной площадке Белявскому довелось побывать военным ("Четыре танкиста и собака"), ученым ("Иду на грозу" и "Июльский дождь"), милиционером ("Частный детектив, или Операция "Кооперация"), интеллигентным выпивохой ("Ирония судьбы, или С легким паром"), бесчисленными криминальными деятелями (в последние годы – "авторитетом" Королем в "Антикиллере" и многоликим жуликом, переодетым деревенской бабой, в "И снова Анискин") и даже… Брежневым ("Серые волки"). Что до дубляжа, то голосом Белявского говорили Луи де Фюнес и Жан Габен. Карьера актера складывалась на редкость удачно: он много снимался в социалистическом зарубежье (особенно Белявского привечали в Польше), играл в театре, вел телепередачи (в том числе, легендарный "Кабачок "13 стульев") и активно востребован по сей день.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

Личная жизнь Белявского всегда была непростой – ему довелось изведать и лишений военного детства, и "перегибов" сталинского расцвета, и "застойных" проблем. Интересно, что в юности Александра Белявского вовсе не прельщали подмостки – он хотел стать геологом. И даже стал им, а артистические способности реализовывал в самодеятельности. Решение попробовать себя на профессиональном уровне вызревало долго и было принято совершенно сознательно. Все герои Белявского, вне зависимости от сюжета, – в первую очередь привлекательные мужчины. Все помнят непритворно мечтательную интонацию, с которой героиня Натали Фатеевой описывала внешность Фокса – ямочку на подбородке, стройность и холеность. В реальности же Александр Белявский, несмотря на внешность, повадки и потенциал успешного дамского угодника, уже много лет остается верным жене Людмиле. Несколько лет назад он преподнес сюрприз видавшей виды публике: в 2003 году у 70-летнего Белявского родилась вторая дочь. И именно роль отца он считает главной в своей жизни.