Эволюция детских игр: Гарри Поттер вместо Штирлица

13 августа 2009, 07:38
Дети "воюют" уже не с немцами, а с пришельцами, и передают "квач" мобилками.

Модные профессии. Сейчас дети играют не в учителей и продавцов, а в моделей и визажистов. Фото AFP

"Мои старшие дочери играли в те же игры, что и я. На резинках скакали, в прятки, казаки-разбойники бегали, а вот у моей восьмилетней Софийки совсем другие забавы", — признается Марина Кинах (супруга нардепа Анатолия Кинаха), и она не одинока в своих наблюдениях. Мамы из Киева, Донецка, Львова жаловались нам, что дети большую часть времени проводят дома перед экранами телевизоров или мониторами компьютеров, а не на улице с друзьями. "Сегодня" задалась целью разобраться в этом вопросе, и параллельно выяснился любопытный факт: поколения 50-х и 90-х играли в одни и те же игры с незначительными вариациями.

"Даже когда уже в помине не было пионерских галстуков, мы во дворе играли в "Вожатый, вожатый, дай пионера!" (во время игры надо с разбега порвать живую цепь игроков. — Авт.), — вспоминает 22-летняя полтавчанка Наталья. И во времена застоя, и во времена перестройки играли в "Пекаря" — сбивали палкой консервные банки. То же самое касается "Выбивного" (игра в кругу с мячом, если в тебя попадали мячом — выбываешь), салок, "Испорченного телефона" и т. д. т. п. Но в XXI веке эти игры фактически оказались в "Красной книге". Они все еще популярны в небольших городах, но с каждым годом им все труднее конкурировать с компьютерными играми. "И ничего удивительного в этом нет. Виртуальная реальность ярче, чем наш мир, — заключает психолог Елена Лукьяненко.

Реклама

ДОЧКИ БЕЗ МАТЕРИ. Заметим: исчезают не только подвижные игры. "Недавно подарила дочери одной своей знакомой куклу. Говорю, мол, теперь ты будешь ее мамой. А девочка смотрит на меня непонимающе, потом показывает рукой на мою подругу и говорит: "Вот мама!" Оказывается, что некоторые девочки уже не знают, как играть в дочки-матери", — рассказывает Кинах. Такие истории скорее исключение, детвора с удовольствием играет с современными пупсиками. Но тенденция "умирания" традиционных игр все же есть — уверена сотрудница Государственного музея кукол Татьяна Пржегодская.

"По моим наблюдениям, с куклами стали играть меньше, но не потому, что они плохого качества или скучные, — говорит она. — Любой игре надо научить. И то, что дети не знают, как вести себя с пупсиком, порой вина родителей".

Такого же мнения придерживается и психолог Валентина Паробий, которая называет телевизор и компьютер "энергосберегающими забавами" — играми, которые берегут силы родителей. Добавим, что многие опрошенные "Сегодня" мамы, рассуждали о том, что в наше время попросту страшно выпускать играть на улицу. Дескать, и бандитов, и машин столько, что особо не разыграешься. Но, с другой стороны, для многих игр достаточно небольшой площадки, расположенной под родительскими окнами.

Реклама

ПОБЕДЯТ ЛИ МАШИНЫ? В связи со всем вышеизложенным возникает вопрос: "Чем же чревато компьютерное детство?" И ничего утешительного по этому поводу психологи не сулят. "Детские игры это в первую очередь развитие фантазии. Мы всегда гордились тем, что славяне умеют поступать нестандартно, "подковывать блох", а сейчас растет нация, которую компьютерные игры учат поступать по шаблону, — говорит Елена Лукьяненко. — А ведь именно во дворе мы учимся принимать правильные решения, причем без возможности "переиграть". И скажите, о каком сочувствии к окружающим можно говорить, когда ты ежедневно убиваешь тысячи компьютерных монстров, а сам не чувствуешь боли?"

Увы, готовых рецептов решения этой проблемы опрошенные специалисты не называют. Разве что напоминают о прописной истине: родители должны чаще играть с детьми, а не оставлять их компьютерам.

Реклама

ИГРЫ-МУТАНТЫ: САЛОЧКИ С ТЕЛЕФОНОМ

Некоторые детские подвижные игры успешно пережили ВОВ, развал СССР, "оранжевую революцию", и любимы детворой, как и сто лет назад. Впрочем, XXI век вносит свои коррективы в правила, и забавы существенно видоизменяются.

САЛКИ С МОБИЛЬНЫМ. В разных регионах СССР эта игра называлась по-разному: ладки, латки, салочки, квачи. Но суть ее была одна и та же. Ведущий гонялся за толпой друзей с одной лишь целью: дотянуться ладошкой до одного из игроков. Тот, до кого дотронулись, — становился новым ведущим. Сейчас игра видоизменилась: надо не просто дотронуться до товарища, надо сфотографировать лицо убегающего мобильным телефоном. Есть четкий снимок — есть новый ведущий.

"НАШИ" ПРОТИВ ИНОПЛАНЕТЯН". Как и десять, двадцать, пятьдесят лет назад современные сорванцы играют в войнушку. Но "враги" радикально изменились. Если раньше двор делился на "наших" и "немцев", то теперь герои "мочат" космических пришельцев. Примечательно, что в век виртуальных игр и "враги" стали воображаемыми — дети не делятся на "своих" и "чужих", а сообща "стреляют" по кустам и пригоркам.

ПРОДАВЩИЦА СТАЛА МАНЕКЕНЩИЦЕЙ. Еще 30 лет назад детвора сооружала прилавки, где вместо денег ходили сорванные с деревьев листики. Времена изменились. Сегодня девчонки сооружают подиумы и дефилируют по ним, изображая топ-моделей. Не меньшей популярностью пользуются игры в визажистов и парикмахеров.

ПЕСОЧНАЯ "СТРАТЕГИЯ". Песочные куличи сейчас не в моде. Выросшие у мониторов дети сооружают из песка базы, увиденные в популярной стратегии WarCraft.

ЗАБЫТЫЕ ИГРЫ: РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ

По мнению психологов, детские подвижные игры только на первый взгляд кажутся простыми. Даже в самых элементарных забавах скрыто множество уроков, которые пригодятся во взрослой жизни. Что бы не быть голословными, приведем примеры. Причем расскажем об играх, которые сейчас или забываются, или уже забыты.

"ПРЯТКИ" И ЛОГИКА. Казалось бы, какая польза ребенку от игры в прятки? Только пыль по темным углам вытирать! А вот по мнению психолога Елены Лукьяненко, эта игра учит ребятню мыслить нестандартно, развивать интуицию, внимание. Причем касается это и того, кто водит, и тех, кто прячется. То же самое относится и к "Казакам-разбойникам", где команду неприятеля разыскивают по нарисованным мелом стрелкам. А вот в войнушке можно научиться состраданию, ведь в отличие от компьютерных игр, если тебя бьют по голове, ты чувствуешь боль.

"РЕЗИНКА" И РЕАКЦИЯ. В прошлом веке девчонки метрами или даже километрами скупали резинку для своих игр. Нужно было перепрыгивать через барьер, натянутый на разной высоте, при этом приземляться в строго заданные точки, например на резинку. По мнению специалистов, такая простая забава развивает в детях мелкую моторику, реакцию, координацию движений, но не только. Игра эта еще и умение соблюдать правила, уметь проигрывать, обучение тому, что иногда, в случае проигрыша, надо начинать все заново.

"РУЧЕЕК" И ОТНОШЕНИЯ. И даже в простой, как стакан воды, игре "Ручеек" есть глубинный смысл. Дети учатся не бояться отношений с противоположным полом, преодолевают страх знакомства. Ведь надо самому выбрать партнера, первому к нему подойти, взять его за руку.

КИНО: ЗА ПОЛВЕКА "ТАРЗАН" СТАЛ "ПОТТЕРОМ"

Бесконечным источником сюжетов для детских игр были и остаются фильмы и мультики. В послевоенные годы невероятной популярностью пользовался "Тарзан". Детвора изо всех сил старалась подражать главному герою. "Прыгали с дерева на дерево и, конечно, иногда падали", — вспоминает детство кинорежиссер Роман Балаян. Лента оставила такой сильный след в истории детских забав, что даже не видевшие фильм подростки 80-х летали на "тарзанках": веревках, привязанных к деревьям.

В начале 50-х детские сердца сдаются перед лентой "Фанфан-Тюльпан". Дети учатся фехтовать, и не напрасно. Скоро их героем станет Д’Артаньян, ведь абсолютный лидер проката 1962—1963 годов — французская версия "Трех мушкетеров". Еще через несколько лет вышли "Неуловимые мстители".

"Это был мега-супер-турбо-макси-фильм, — восхищается продюсер Игорь Лихута. — Гарри Поттер с ним не сравнится! Мы решали, кто будет Цыганом, кто Ксанкой (герои фильма. — Авт.) и только после этого играли в "казаков-разбойников". Когда появился фильм "Зорро", просили родителей перешить плащи, рисовали где только могли "Z". А еще одной любимой лентой был "Фантомас", после него мы звонили по телефону друзьям и загробным голосом смеялись: "Это Фантомас!"

ПАРОЛЬ! — НЕ СКАЖУ! Поколение 70-х с особым трепетом вспоминает фильмы о войне. Забыв об уроках, дети смотрят сериалы: "Три танкиста и собака" и "Семнадцать мгновений весы". После играют в шпионов, "наших" и "немцев".

"Пытали без пощады. Где-то на стройке находили проволоку, и связывали ею так, что "партизаны" по-настоящему плакали, — вспоминает "экс-гестаповец", сегодняшний бизнесмен Николай. Зачастую суть игры сводилась к тому, чтобы выведать пароль, и особо мудрые партизаны выбирали в качестве кода: "Не скажу". Его можно было смело говорить под пытками: "враг" не понимал, что его дурачат, а "партизан" чувствовал себя хитрым героем.

В восьмидесятых детвора превратилась в работников МУРа и бандитов — на телеэкраны вышел фильм "Место встречи изменить нельзя". А в 90-х появились видеосалоны и игры в героев зарубежных боевиков. Всеобщий интерес к восточным единоборствам сделал детей "ниндзями". "В двойных лыжных шапочках "Мукачево" делались прорези для глаз, — говорит столичный менеджер Владислав. — Трансформаторы разбирались "на звездочки" — острые пластины сердечника метали в деревья, да и друг в друга... Ну кто в детском возрасте думает о последствиях?" А во что играют сегодня? Конечно же, в лидера проката — "Гарри Поттера".

ИГРУШКИ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

При Хрущеве в моде — кукуруза, при Брежневе — космонавты, а независимая Украина любит динозавров.

50-Е: ПОЛИЭТИЛЕН И "ДЕТИ" КУКУРУЗЫ. В эти годы появляются первые фабрики игрушек (ранее их выпускали артели) и новые технологии. Вместо папье-маше — полиэтилен, по другому крепятся парики, а значит, кукол наконец-то можно купать и расчесывать. В гардеробе пупсиков — национальные костюмы народов СССР. А во времена Хрущева в моде игрушка-кукуруза.

60-Е: РАКЕТЫ ВМЕСТО ЛОШАДОК. Эра космических полетов не прошла мимо полок детских магазинов — популярны фигурки космонавтов, ракеты. На стыке десятилетий появится мечта миллионов — луноход, которым можно управлять дистанционно. Пока же ребятня возится с игрушечными автомобилями, которые вытесняют деревянных лошадок.

70-Е: ЧЕБУРАШКА И МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ. Именно в это время появляется самый неизвестный науке зверь всех времен и народов, любимец миллионов — Чебурашка. Его мягкие клоны появляются, без преувеличения, в каждой семье. А у любителей техники другая радость — топ-новинка: железная дорога и модели самолетов, которые можно склеивать самим.

80-Е: КУБИК РУБИКА И ПЕРВАЯ "ПРИСТАВКА". Символ десятилетия — Олимпийский мишка, но тогда он был скорее иконой, чем игрушкой. В это же время мы получили первую электронную забаву, где Волк из мультика "Ну, погоди!" ловит в корзину яйца. Страну захлестывает бум на логические головоломки: над кубиком Рубика ломают голову и детвора, и взрослые.

90-Е: ТАМАГОЧИ И КУКЛЫ БАРБИ. Детские магазины оккупируют китайские игрушки. Особый шик — Розовая Пантера размерами с десятиклассника. Невероятно популярны Тамагочи, и предел мечтаний каждого малыша — кормить и делать уколы виртуальному цыпленку. Не менее популярны куклы Барби, разноцветные цветные пружинки, "Лего".

2000-Е: "СТРЕЛЯЛКИ" И ТЕЛЕПУЗИКИ. Нашествие динозавров! Детвора знает названия всех ящеров и с удовольствием играет с их уменьшенными копиями. Еще одни символы десятилетия: Телепузики и Человек-паук. Но визитная карточка XXI века все же компьютерные игры. На смену пупсикам и зайчикам приходят "квесты" и "стрелялки".

Прикрепленный файл:

dolls.jpg