"Эти песни не для стадионов": чем и как живут барды

23 июля 2016, 11:00
Их половинки учатся быть тенью, авторы вместо гитары играют на кобзе, а будущее песен — в честности

У костра. Авторская песня очень интимна. Важно, чтобы исполнитель и слушатель были на одной волне.

Летние фестивали, песни под гитару у костра — все эти атрибуты бардовской жизни не умерли до сих пор. Правда, сейчас для многих ночевка в палатке приравнивается к экстриму, бардовская песня путается с шансоном или попсой, а кто-то может исполнять песню, не зная, что она принадлежит Визбору или Галичу. "Сегодня" решила разобраться, в чем особенность авторских песен и что осталось от некогда массового и любимого нашими родителями движения — клубов бардовской песни. Для этого мы пообщались с президентом Ассоциации авторской песни Украины Вадимом Гефтером и его коллегами-бардами — Ксенией Колесниченко из Запорожья, Игорем Добровольским из Сум и полтавчанином Сергеем Зосимовым.

КТО ТАКИЕ БАРДЫ. "Глядя по телевизору на Высоцкого, Галича, барды казались мне огромными людьми, просто исполинами, — вспоминает Вадим Гефтер. — Гораздо позже, увидев бардов вживую, я был поражен! Это были обычные люди; они обычно говорили, одевались в обычную одежду. Единственное, что отличает бардов от других людей, — это гитара и сочиненные ими песни. Многие пытались придумать термин, который отличал бы авторскую, бардовскую песню от смежных жанров — шансона, попсы. Наиболее точно и коротко ее обозначил Окуджава: "Думающая песня для думающих людей". Самое важное для авторской песни — поэзия, которую не должна "убивать" музыка.

Реклама

Термин "авторская песня" ввел Высоцкий, и он обозначил им ту композицию, которую автор придумал, создал и сам же подал зрителю. В отличие от нее шансон, к примеру, может исполнить любой певец с подходящим голосом. Попытки кому-то подражать и выдумывать уникальное музыкальное сопровождение в авторской песне не обязательны. Нужно быть собой и исполнять свое. Послушайте Галича, и вы поймете: чтобы донести свою мысль до зрителя, музыкальные изыски не обязательны. Есть такой русский автор Юз Алешковский — он исполнял свои произведения, аккомпанируя лишь шуршанием спичечного коробка! Бардовская песня не может собирать стадионы (Высоцкий — скорее исключение). Для бардовской песни важно, чтобы исполнитель и слушатель были на одной волне, а интонации певца зритель считал похожими на свои. В тысячной толпе это невозможно — авторская песня очень интимна".

УКРАИНСКИЕ КОРНИ. К бардовскому движению примкнуло немало украинцев — Александр Галич был родом из Днепропетровска, автор песни "Гренада" Виктор Берковский и участник дуэта "Иваси" Георгий Васильев родом из Запорожья. Более того, несколько лет подряд Руслана Турянская из Сум и Валерий Мащенко из Ровно были лауреатами знаменитого Грушинского песенного фестиваля, который почти 50 лет считается главным бардовским на постсоветском пространстве.

Реклама

Эмоции. Борис Бурда — тот самый Мюнгхаузен фестиваля "32 мая".

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ И ФРОНТОВИКИ

Реклама

Выступал в жанре городского романса. Его можно назвать предшественником бардовской песни. Каждая песня Вертинского — это маленький спектакль, песенная миниатюра. На выступлениях автор делился переживаниями, давал зрителю неимоверный эмоциональный заряд и пищу для ума. К примеру, его песня "Юнкера", посвященная героям боя под Крутами, — крик души и повод задуматься. Продолжателями дела Вертинского стали поэты-фронтовики (Охрименко, Агранович, Анчаров), которые пели правдиво и просто о событиях Второй мировой.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ИСТОРИИ НА РАЗРЫВ

Сделал авторскую песню массовой и влюбил в себя миллионы. Его песни в первую очередь несли серьезный и страстный текст. Он рассказывал свои истории на разрыв, чем произвел в авторской песне настоящую революцию.

БУЛАТ ОКУДЖАВА: БЕЗ "МЫ"

Среди общепринятого тогда "мы", "нам" Окуджава в своей поэзии говорил "я", "мне". Тогда это был прорыв сквозь систему к конкретному человеку. Ему принадлежит фраза: "Давайте понимать друг друга с полуслова", хит "Бери шинель, пошли домой". Он не только старался услышать всех, но и сам вошел в душу каждого.

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: ЕЩЕ РАЗ О ЧЕРТЕ

Сценарист и драматург, член Союза писателей и Союза кинематографистов, обласканный властью, он перестал писать сценарии, которые доходили до зрителя лишь после цензуры. Стал общаться со слушателем напрямую, песнями, которые были очень сострадательными, простыми и понятными ("Когда я вернусь", "Еще раз о черте"). За это лишился званий и был изгнан из страны.

ПО-УКРАИНСКИ: У НАС БАРДЫ СТАЛИ КОБЗАРЯМИ

И хотя в жанре авторской песни преобладает русский язык, существует немало талантливых бардовских композиций и на украинском. Появилось и направление украинских бардов, которые исполняют свои песни не только под гитару, но и под кобзу, как это делает киевлянин Эдуард Драч. Пример патриотичной украинской авторской песни можно было увидеть во время Евромайдана в исполнении харьковчанина Николая Воловика ("Солдате, солдате", "Блюз про війну").

Кроме того, в Украине проходит целый ряд фестивалей бардовской песни. "Булат" в Сумах прошел этой весной уже в 28-й раз подряд. Он по праву считается лидером среди украинских фестивалей авторской песни, имеет статус международного, — говорит его руководитель Игорь Добровольский. — У нас выступали француз Франк Бюрло, американец Джош Ланца, болгары Живка и Явор Георгиевы. Кроме того, мы растим молодое поколение бардов — нашей молодежной студии уже 6 лет".

Полтавский фестиваль "Автограф" обычно проходит в детском спортивном лагере, где есть несколько домиков, палатки. А в Донецке с 2001 года и до начала войны проводился фест авторской песни "32 мая". Незримым участником был барон Мюнхгаузен, по примеру которого каждый год "фестивальщики" совершали какой-нибудь подвиг. Например, эпизод, где Карл разрубил своего коня напополам в бою, обыгрывался как попытка творчеством соединить разделенную на запад и восток Украину. Также Мюнхаузен избирался в президенты, добывал для страны бесплатный газ, вступал в Европу.

Одним же из первых бардовских фестивалей в Украине стал запорожский, который состоялся 33 года назад на острове Хортица. "Власти всячески мешали его проведению, и мы придумали хитрость, — говорит соорганизатор Ксения Калиниченко. — Мы отправили авторам, которых хотели видеть на фестивале, приглашения не на бардовскую тусовку, а на юбилей Александры Кужель, которая была не только политактивисткой, но еще и нашей участницей. Кагэбэшники недоумевали: кто такая эта Кужель, что к ней на юбилей съезжаются из самых отдаленных точек СССР? А чтобы уж точно избавиться от нежданных гостей, провели все на острове Байда, куда добраться можно только на лодке или вплавь. Праздник прошел великолепно, были только свои. И с тех пор фестиваль наш стал называться "Байда" и проводится до сих пор".

"КОГДА МУЖ НА КУХНЕ СОЧИНЯЕТ, Я СЛОВНО ТЕНЬ"

Каково это — жить с человеком, который высшей ценностью считает творчество и готов сутками держать в руках гитару, мы поговорили с женой Вадима Гефтера Ольгой. "Если это любимый бард, тебя ничего в нем не раздражает, — с улыбкой говорит она. — Наверное, жене творческого человека нужно в первую очередь умение быть тенью. Например, во время создания очередной композиции Вадим уединяется с компьютером на кухне. Если я начну его отвлекать или буду пытаться выяснить, чем именно он занят, это вызовет лишь раздражение. А наградой моим ожиданиям служит премьера, на которой присутствую только я. И я могу честно сказать свое мнение о ней.

Мы встретились в магазине, где я торговала посудой, но тогда он не сильно меня впечатлил. Растаяла же я, когда на одном из ужинов он взял гитару. Хотя, к сожалению, песни, посвященной мне, пока нет ("Как нет?! Да почти все!" — отреагировал на этот упрек Вадим Гефтер. — Авт.).

Вообще же с Вадимом весело. Как-то после фестиваля в Баку мы с ним и дочерью Визбора Татьяной пошли за сувенирами. Найдя подходящие, оказалось, что они дороговаты. Вадим стал торговаться и сказал, что, мол, попал в пикантную ситуацию — оказался в Баку с женой и любовницей одновременно: деньги на пределе, а угодить нужно обеим. Тот спросил, где жена, а где любовница. Вадим сказал, что любовница — Таня. Продавец не поверил, сказал, что любовница я, но цену вдвое таки снизил".

Гефтеры. Вадим покорил Ольгу настойчивостью и своими песнями.

ВАДИМ ГЕФТЕР: "Мы все сотканы из подтекстов"

Известный украинский бард — о зависти коллег, сравнении с Высоцким и о том, какое будущее ждет авторскую песню

— Вадим Яковлевич, многие считают, что барды — это пережиток советского прошлого. Так ли это? 

— Авторская песня сегодня в состоянии стагнации. Да, эволюции пока не видно. Но не потому, что нынешние авторы стали хуже. Просто зарабатывать песней сегодня, увы, невозможно. Барды всегда стремились на эстраду, но у нее ведь свои законы: нужно регулярно создавать шлягеры, ежегодно выпускать альбомы, поставив творчество на конвейер. А бард — это синоним свободы. Если нет вдохновения, то выдавить из себя что-то интересное очень сложно. Хотя, конечно, есть и исключения — Розенбаум, Митяев. Но мне, допустим, нравится далеко не все из того, что они стали делать, попав в эту колею. Бард обязан писать так, как он чувствует, вне зависимости от популярности. В этом смысле это серьезный путь развития, поиск своего зрителя. Удачный пример современного барда — бывший кавээнщик Семен Слепаков.

— Сейчас многие парни также собираются на лавочках и поют под гитару. Из них могут получиться барды? 

— Из пацанов, поющих вечерами на лавочках, стопроцентные барды те, кто ищет себя. Пусть вначале они даже поют ерундовый репертуар — ничего, ведь они пока чистые листы, на которых пишется их творческое будущее. Рано или поздно им захочется чего-то более совершенного — ну, или они так и останутся "пацанами на лавочке". Дворы, костры — это такой неформальный институт, через который проходил каждый бард, и я в том числе. Так что гонять их с лавочек не стоит. Может, возле вашего дома растет Окуджава XXI века? 

— Сейчас, наверное, нет особой конкуренции, ведь бардов немного.

— Конкуренция будет, даже если нас останется всего двое. Не секрет, что барды не совсем любят успехи коллег. Как-то я с удовольствием рассказывал коллегам, что ко мне подошел один из зрителей и сравнил с Высоцким. Ты бы видел лица моих коллег! Они не поверили, напряглись, и тогда я раскрыл карты. Тот человек действительно подошел ко мне и сказал: "Ты такой классный, и песни у тебя отличные. Но в сравнении с Высоцким ты — никто!" Вообще жизнь барда — это жизнь с подтекстом, мы из них сотканы. Как-то на нашем фестивале присутствовал интеллектуал Борис Бурда, который уморил всех тем, что на любой вопрос давал исчерпывающий ответ на несколько часов. Мой коллега даже сочинил о нем анекдот: "Бежит мужик в поисках туалета. Навстречу ему Бурда. Тот обрадовался: "Уважаемый! Скажите, где здесь туалет?" — "На Ваш вопрос я отвечу притчей", — начал свой ответ Борис Оскарович".

— И все же, каковы перспективы авторской песни в нашей стране?

— Я совершенно убежден в долгой жизни этого жанра. Сегодня, к примеру, есть идея сделать фестиваль "Облака" памяти Галича на его родине в Днепре. Понимание среди городских властей есть, так что, надеюсь, вскоре это мероприятие состоится. Идя бок о бок со своим слушателем, мы тем самым корректируем друг друга. Любая авторская песня имеет свой сюжет и драматургию, которые могут трансформироваться в мини-спектакль. Почему бы и нет? Авторская песня будет жить, пока будет жить человек, дающий бардам темы для творчества. Мальчишки всегда будут любить, волноваться, складывать свои переживания в рифмы. Кстати, авторская песня накормила не одно поколение попрошаек, поющих в электричках, на вокзалах, рынках. Ведь в основе своей они очень надрывисты и правдивы. Так что у жанра будущее. А учитывая то, что именно авторская песня способна точно передать то, о чем "не пишут в газетах", у этого жанра будет новое, честное будущее.