Эмансипация по-советски: как изображались женщины на плакатах 1920-1930 годов

8 ноября 2016, 06:03
Одной яркой особенностью таких плакатов является красный платок, который указывает на то, что перед вами не просто женщина, а пролетарка и передовица

Красный платок указывает на то, что перед вами пролетарка и передовица. Фото: artarsenal.in.ua

Женщина-пролетарка – это передовая и наиболее активная представительница женского пола, которая должна вести за собой всех женщин в СССР. Такое решение приняла советская власть и провозгласила эмансипацию.

Об этом рассказала кандидат исторических наук Екатерина Кобченко во время лекции "От эмансипации к мобилизации: женщины на советских плакатах 1920-1930-х годов" в Мыстецьком арсенале, где сейчас проходит проект "Горизонт событий".

Реклама

"Советская власть провозгласила эмансипацию женщины составляющей своей политики и одним из главных лозунгов", – отмечает Екатерина Кобченко.

Формировали эту мысль в частности Ленин, Сталин и "его конституция" 1936 года:

Реклама

"Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов ", – говорилось в документе.

Реклама

Правда, изображение женщины на плакатах в 20-х и 30-х годах отличалась своим посылом и содержанию. При этом есть одна яркая деталь, которая присутствует почти на каждом плакате – красный платок, который указывает на то, что перед вами не просто женщина, а пролетарка и передовица.

Среди основных тем, которые изображались на плакатах с женщинами в указанный период:

- Борьба с неграмотностью, "раскрепощение";

- Женщин призывают включаться в политическую жизнь и предоставляют ей избирательное право;

- В 1920-е годы женщин призвали активно участвовать в производственных и сельскохозяйственных кооперативах;

- Освобождение женщины от кухонного рабства (новый быт – создание общественных столовых, детских садов, чтобы разгрузить женщин);

- Социальное просвещение;

- Изображения "женщина и вождь":

  • Ленин зачастую изображался в виде цитат и даже с частушками;
  • Сталин же изображался чаще Ленина. Кроме того, в плакатах с ним звучала благодарность за "счастливую жизнь". Исключительно в позитивном ключе, ведь он был "отец народа";

- Начиная с 30-х годов, семья изображалась на плакатах счастливой. Состоялся так называемый "большой скачок", когда развестись становится труднее, сумма алиментов повышается, пропагандируется "ячейка общества" и запрет абортов, начиная с 1936 года;

- Физкультура и спорт среди женщин – путь от социальной инженерии к эстетическому идеализме. Женщина на таком плакате изображена крепкой и здоровой. В отличие от современной популяризации спорта, не было никакой эротики – культ работницы, здоровой и репродуктивно способной женщины.

- 8 марта не имело никакого романтизма и амурного окраски, как сейчас. Это был день работниц, передовых женщин, которые плодотворно работают.

Тем временем искусствоведы выяснили мотив Ван Гога при отрезании уха.