Эльдар Рязанов: "Ефремов хотел сыграть Деточкина"

1 октября 2007, 14:33
1 октября знаменитому актеру, худруку МХАТа Олегу Ефремову исполнилось бы восемьдесят. О нем вспоминает режиссер фильма "Берегись автомобиля" — одного из самых известных с участием Ефремова.

Фото ИТАР-ТАСС

Детство и юность Ефремова прошли в московской коммуналке и во дворах Арбата. В восемнадцать лет, выдержав внушительный конкурс, Ефремов поступил на первый курс актерского факультета Школы-студии МХАТ — тогда же он вместе с несколькими друзьями-однокурсниками приносит клятву верности Станиславскому, скрепив ее кровью. После МХАТа Ефремов работает в Центральном детском театре, его первой заметной ролью а на сцене был Иван-дурак в сказке "Конек-горбунок". В 1965 году Ефремов организовывает театр "Современник" — среди его "соратников" тогда были Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Игорь Кваша, Олег Табаков. Первая официальная жена Ефремова — актриса "Современника" Лилия Толмачева. Также три года Ефремов прожил в гражданском браке с Ириной Мазурук, дочерью полярного летчика, Героя Советского Союза Ильи Мазурука. У них родилась дочь Анастасия. Последняя официальная жена Олега Николаевича — актриса Алла Покровская ( у них родился сын Михаил, тоже ставший известным актером). Кроме этого, у Ефремова был бурный и продолжительный роман с актрисой Ниной Дорошиной.

В последние годы Ефремов был тяжело болен, но продолжал упорно работать. У него практически не работали легкие — Ефремов дышал через специальные трубочки. Он умер 24 мая 2000 года в своей собственной московской квартире от эмфиземы легких. Вчера на его доме на Тверской улице была установлена мемориальная доска.

Реклама

— Эльдар Александрович, вы сразу поняли, что следователя Подберезовикова из вашего "Берегись автомобиля" должен играть именно Олег Ефремов?

— С Ефремовым произошла такая история. Он очень хотел играть главную роль в фильме "Берегись автомобиля" — роль Юрия Деточкина. Потому что он устал играть роли комиссаров, следователей, милиционеров и прочих таких жестких людей. Мы сняли кинопробу и стали смотреть ее на экране. Когда мы смотрели, то наш художник Борис Немечик сказал: "Ребята, ну это же волк в овечьей шкуре!" Ничего плохого он этим не хотел сказать, а просто хотел отметить, мол, Олег Николаевич, вы старались играть мягкого, доброго человека, но за всем этим выглядывал волевой руководитель "Современника", будущий руководитель МХАТа, секретарь Союза театральных деятелей и прочее, и прочее. Поэтому роль никак не надевалась на Ефремова. А потом, к тому времени когда я уже нашел Иннокентия Смоктуновского, то я поехал к Олегу и сказал: "Олег, тем не менее, я хотел бы, чтобы ты сыграл следователя Подберезовикова. (Опять милиционера...) Это необычный милиционер, потому что он очень добрый, очень гуманный, это человек, который может понять такого странного преступника, как Деточкин и так далее". У нас был такой серьезный разговор, и Олег согласился играть Подберезовикова, за что я ему очень признателен и благодарен.

— Ефремов и Смоктуновский были близкими друзьями. В какой атмосфере проходили съемки? Исполнители главных ролей как-то шутили, разыгрывали друг друга?

Реклама

— Первым снимался Ефремов, потому что Смоктуновский был занят и еще не приехал. И вот наконец наступает день, когда приедет Иннокентий Михайлович. Олег говорит: "Давай его разыграем!" — "Давай!" А мы снимали в кабинете следователя, напротив ресторана "Прага", в строящемся доме. Значит, Олег лег на стол и как бы уснул. Вошел Иннокентий Михайлович — веселый, радостный он приехал, мы "разбудили" Олега, он воскликнул: "О-о! Кеша! Я рад тебя видеть, я тебя поздравляю, ты получил Ленинскую премию за фильм "Гамлет"! Теперь тебе осталось только одно!" И доверчивый Кеша спросил: "Что?" Олег говорит: "Стать артистом!.." Тогда Кеша начал смеяться и колотить Олега изо всех сил. У них были дивные дружеские отношения, и после этой работы Олег сманил Смоктуновского во МХАТе.

— То есть съемки проходили гладко?

— Поскольку Ефремов был худруком МХАТа, ему надо было читать много пьес. А он их не успевал читать! Ведь он был занят: худрукство, репетиции, он играл в театре и в кино (в это время он играл не только у меня, но и у Роллана Быкова в фильме "Айболит-66"). Поэтому на съемках он все время читал пьесы. Я его отвлекал, он вставал, мы чего-то там репетировали и снимали. Когда я посмотрел полкартины, то сказал: "Олег! Не годится! Роль заваливается! Понимаешь, ты должен отдавать картине все силы, а не свободное от чтения пьес время!" Я показал ему материал, он со мной согласился, и мы несколько сцен пересняли. И после этого все пошло как надо, Олег стал играть замечательно, и у нас были дивные отношения.

Реклама

— А с алкоголем у Ефремова в то время не было проблем?

— Мне очень много рассказывали, что он на разных съемках, в том числе и у Быкова, выпивал. Так вот я вам могу сказать: я лично на своей картине не видел этого никогда! Ни разу не было, чтобы он выпил хотя бы пятьдесят граммов! Никогда! Поэтому когда мне говорили: "Вот, вы знаете, у нас сорвалась съемка, он приехал пьяный...", я дико удивлялся! Я не преувеличиваю! Я просто не понимал, как же так?! И все равно, несмотря на эти слухи, у нас были очень добрые отношения; не близкие, но достаточно дружеские, и мы симпатизировали друг другу.