Эксперимент "Сегодня": жизнь на пуантах

25 июня 2014, 18:15
Балерины не сидят на диетах, общаются с друзьями через окно и носят пуанты стоимостью в $100, а танцовщики мечтают об отпуске и партнершах на 15 кг легче их самих

/ Фото: Сергей Николаев

Реклама

С самого моего детства мама, большая фанатка балета, мечтала отдать меня на танцы и даже один раз отвела в балетную школу. Но на пухленькую неповоротливую девочку преподаватели даже смотреть не стали: "Вы же понимаете, что шансов у нее никаких, да и она сама не хочет — это же видно". После этого я спокойно вернулась к своим плюшкам и книжкам, а мама — к балету в театре и по ТВ. Впрочем, окончательно не сдавалась она еще долго: на все дни рождения мне дарили книги о балете и балеринах. И вот уже сейчас, став мамой 14-летнего сына, я решила воплотить в реальность мамину мечту и побыть настоящей балериной, пусть и всего один день. Помочь испытать все прелести балетного быта мне помогли в Национальной опере Украины им. Т. Г. Шевченко, где я на своей шкуре ощутила, насколько простая (отягощенная лишним весом и сидячей работой) женщина сможет выдержать обычную разогревающую тренировку. А заодно и подсмотрела, как живут люди, посвятившие свою жизнь балету.

ПАЧКА И ПУАНТЫ: не по размеру

У каждой балерины — солистки или артистки из массовки — есть личная пачка и концертная одежда. Если они в в химчистке, костюмер подбирает хозяйке подходящую по размеру замену. Мне, собственно, не подошла ни одна: не поместилась я даже в тренировочную пачку (они скромнее концертных и их надевают на репетиции, чтобы партнер привыкал к "униформе" партнерши). Но больше, чем в пачку, мне хотелось поместиться в пуанты — символ балета. Ходят легенды, что балерина может стоптать несколько пар за спектакль, а стоят пуанты недешево — около $100. Лет 40 назад танцовщицы, чтобы продлить жизнь туфелькам, латали их и заливали внутрь столярный клей, оставляя на ночь на батарее "твердеть". Сейчас театр закупает пуанты в Китае и Америке по индивидуальному заказу для каждой танцовщицы. Артистке кордебалета пары хватает на 2—3 месяца, солистки снашивают обувку чуть быстрее.
На рядовых тренировках девушки занимаются не в пуантах, а обычных тапочках, поверх которых – обязательные теплые мягкие сапожки: ноги всегда должны быть теплыми.

Реклама

Пары пуантов для меня не нашлось — для 40-го размера ноги их просто не существует. "Если бы вы с 12 лет становились на них, нога бы физически не выросла до такого размера", — объясняет балерина Ольга. Правда, я все же попробовала влезть в обувь танцовщиц и даже пройтись в ней: ноги заболели через минуту, а пальцы скукожились в размер пятикопеечной монеты.

ТРЕНИРОВКА: старикам не место

Попасть в святая святых Театра оперы и балета и не попробовать там потренироваться — грешно. Поэтому я выбрала подходящее для начинающей танцовщицы белое платье, лосины, а пуанты заменила мокасинами. Шла на тренировку я довольно уверенно: три года занятий танцами даром пройти не должны. Перед началом занятия танцовщик в возрасте посмотрел на меня с грустью: "Не надейтесь, что у вас что-то получится. У танцоров за долгие годы уже правильно вывернуты суставы, правильно стоят ноги и руки. Вы можете рядом постоять, конечностями помахать, но не более". Он оказался прав: у станка со своими 75 кг веса и рядом с танцевальными полубогами я чувствовала себя слоненком. Ноги-руки не слушались — невозможно было понять, как ими двигать. Рядом девушки делали плие, эн авант и прочие па-де-де, разминались, флиртовали, сидя в шпагате, а я была неуклюжим Лосем. За 20 минут тренировки я успела пополнить свой словарный запас названиями па, растеряться, потерять координацию и даже несколько раз чуть не получить по лицу от интенсивных махов ногами соседки-балерины. Фотограф едва сдерживал смех и чуть не выронил камеру... Сейчас, пересматривая фото, я клянусь не есть сладкого, мучного и вообще не есть после 18:00, а еще — заниматься спортом.

Реклама

ПО ДУШАМ: никаких подстав и разговоры через окно

После неудавшейся тренировки я вернулась в гримерку, которая рассчитана на четверых девушек. Она же — комната отдыха с диванчиком и душем (правда, "ужас кипящих кастрюлек" иногда наступает и здесь: горячую воду в театре летом тоже отключают).

Я разговорилась с балериной Викой, танцовщицей кордебалета. Возраст она скрывает, как и все местные балерины, но призналась, что ее сыну — 17, и в этом году он поступает в вуз. С материнской теплотой она принялась меня утешать: "Не расстраивайтесь, что не получилось. Не ешьте после 18, откажитесь от тортов и придете в форму!".

Пока мы общались, к окну подошла знакомая моей собеседницы и та, высунувшись на улицу, начала обсуждать дела насущные. Дело в том, что попасть в театр можно только по специальному пропуску, поэтому друзья балерин болтают с ними через окно.

ЧТО ЖЕ ОНИ ЕДЯТ. Когда я шла в театр, меня больше всего интересовало, что едят балерины и существует ли между ними конкуренция (проще говоря, не подсовывают ли они сопернице лезвие в пуанты). Говоря о еде, все балерины были единогласны: "Ем все, что хочу, диету не соблюдаю". Может, и так, но за день в театре я не увидела в руках танцовщицы что-то калорийнее яблока. "У нас большие нагрузки, для которых нужны силы: обязателен белок — рыба или постное мясо. А традиционные сладости заменяем сухофруктами. Во время учебы вес и объемы серьезно контролируют: преподаватели нас взвешивали. А в театре уже каждый сам знает свой идеальный вес и следит за ним", — делится балерина Ася Коваленко. О закулисных интригах говорят спокойно: "Максимум плохого, что может сделать балерина коллеге — отказаться что-то объяснить или не одолжить помаду. А будущих прим видно еще в училище по таланту — как-то глупо с ними конкурировать". На вопрос, могут ли приму заменить артисткой кордебалета, если та заболеет, отвечают утвердительно. Правда, никто не видит в этом шанса выделиться или сделать карьеру: балерины не любят, когда их ставят вперед — так ошибки заметнее.

МУЖЧИНЫ. Интересно было пообщаться и с мужчинами-танцовщиками, которых в театре достаточно, — в балетной труппе 97 женщин и 57 мужчин. Спрашиваю у молодого парня Никиты: "Каким должен быть вес партнерши, чтобы ее было комфортно поднимать?" — "Килограммов на 15 меньше мужчины". — "А вы можете отказаться танцевать с той или иной девушкой?" — "Конечно, нет, это ведь наша работа!" — "А что вам нравится в вашей работе больше всего?" — "Отпуск", — честно признался парень.

ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ: на отдых в 40 лет

Зарплаты у танцовщиков достойные: новичку после училища предложат не меньше 6 000 грн, а солисты могут рассчитывать на все 18—20 тысяч. Так что и пенсия не самая маленькая. А на отдых балерины выходят рано — после 20 лет стажа. Если начинают работать сразу после училища в 18 лет, то в 38 уже можно отправляться на пенсию. А все потому, что танцевать после 40 сложно из-за профессиональных болезней. Травмы у женщин и мужчин разнятся. Танцовщики страдают от болей в спине, ведь им приходится постоянно поднимать танцовщиц и выход на пенсию часто обусловлен необходимостью срочной операции. У балерин же страдают от деформации пальцы ног, суставы и колени — зачастую им сложно подобрать обувь в обычном магазине. Поэтому в балете обычно работают до 42—43 лет. "Некоторые остаются преподавать, а я стала режиссером спектакля — знаю, когда поднять занавес, регулирую кулисы, расставляю балерин по местам, — рассказала нам Анна Потапова. — До 40 лет я танцевала, и уже столько же лет работаю режиссером".

Мест в театре после окончания карьеры хватает не всем, поэтому танцовщики ищут другие занятия. Например, преподают в хореографических школах. Бывают и более крутые повороты. "Один наш танцовщик делает для коллег фотосессии и снимает им видео за деньги. Когда перестанет танцевать, займется этим плотнее", — рассказала нам Виктория.

ЗА СЦЕНОЙ: почти университет

Прогуливать тренировки в театре — грех: засчитают прогул, могут оштрафовать или даже уволить. Рабочий день танцора длится 7 часов. Первая тренировка — в 10 утра, потом прогон балета: кордебалет и солисты репетируют отдельно. Днем перерыв (2—3 часа), когда можно отдохнуть в гримерке или сходить домой. Вечером, за 2 часа до спектакля, нужно быть в театре. Обычно в вечерних постановках танцоры заняты через день, поэтому есть время передохнуть. По словам балерины Виктории, "самый сложный и поднадоевший балет — "Лебединое озеро": играем несколько раз в месяц, почти не уходя со сцены на протяжении двух актов. Сложная и "Баядера", но ее ставим реже".

ЗАКУЛИСЬЕ. Здесь танцоры напоминают студентов: переписывают расписание репетиций, бегают между репетиционными залами, гримерками и сценой. Я посидела за сценой во время генеральной репетиции нового балета "Дама с камелиями". Пока режиссер Анико Рехвеашвили руководила балеринами, оркестром и работниками кулис, я разговорилась с уборщицей. Евдокия Владимировна рассказала, что мыть сцену приходится по 2—3 раза в день: "Чувствуете, как пыльно? Сыпется из декораций". И раскрыла еще одну деталь: "Для балета сцену застилают линолеумом, который не скользит, а для оперы — специальной настилкой, который помогает лучше "раскрыть" звук".

РОЖДЕННЫЕ ТАНЦЕВАТЬ

Максим Чепик, когда-то ведущий танцор Днепропетровского театра оперы и балета, а ныне преподаватель, рассказал мне, что нужно, чтобы стать танцором балета: "Одного труда и желания недостаточно. Важно физическое состояние, конституция тела, а еще — желание трудиться. Если физические данные соединяются с желанием и трудолюбием, все получается. Я, глядя на 10-летнего ребенка, могу представить, каким он будет в 20—30 лет: его телосложение, вырастет ли у него живот, на что ему обратить внимание при занятиях спортом. В училище поступают в 10 лет, однако все очень индивидуально: некоторые дети занимаются с 3—4 лет в балетных школах и не поступают в училище, другие приходят без подготовки и не только поступают, но и заканчивают с отличием. Конкурс — в среднем 5—7 человек на место. Ребята начинают выходить на сцену уже во время учебы, а после выпуска идут работать в театр. Здесь уже смотрят не на диплом, а на мастерство. Лучшим театром считается киевский, если туда не получается попасть, едут на работу в регионы".