Джаз-клон Гленна Миллера

23 ноября 2008, 15:57
Преемник легендарного джазмена рассказал о годах харьковской публики, мировом кризисе, из-за которого диски продаются хуже и о том, ради чего играет музыку.

В Харькове выступил легендарный оркестр Гленна Миллера, фото Е.Соколинской

В Харькове выступил легендарный оркестр Гленна Миллера. Удивительное совпадение — музыка, рожденная в годы Великой депрессии, порадовала харьковчан как раз в разгар экономического кризиса. Классические хиты "Серенада лунного света", "In the Mood", "American Patrol" и "Don’t Sit Under The Apple Tree" звучали под сводами ХАТОБа около двух часов.

The World Famous Glenn Miller Orchestra, который побывал в Харькове — это, безусловно, не тот бэнд, чья слава пришлась на время Великой Депрессии и Второй мировой войны. Его путь закончился вместе с таинственным исчезновением самого Миллера в небе над Ла-Маншем еще в 1944 году. А к нам приезжал его музыкальный и артистический клон. Точнее, один из трех существующих в мире клонов — европейский.

Реклама

Знаменитости оказались не капризны, специальных требований к инструментам не выдвигали, разве что бэнд-лидер и пианист Виль Сальден ждал от концертного рояля особого "светлого" звучания, а после сообщил, что харьковский инструмент его очень порадовал. После утомительного перелета из Голландии и Киева Виль немного поспал прямо в гримерной Оперного театра и явился за кулисы свежим, подтянутым, своими выдержанными манерами и строгими чертами лица даже внешне напоминая великого тромбониста Гленна Миллера — современники считали, что тот больше похож на банкира или бизнесмена, чем на джазмена.

"Если бы сегодня Гленн Миллер услышал, как мы играем, я думаю, он бы сказал: это неплохо, ребята! — смеется мистер Сальден, голландец по происхождению. — Основное в нашей музыке — атмосфера, дух праздника. Настроение — это 60% успеха, а профессионализм — еще 40%. Если мы приедем и будем играть только ради денег, публика это сразу почувствует, поэтому мы не можем фальшивить. Конечно, мы живем за счет денег, которые люди платят за билеты. Но прежде всего мы развлекаем и приносим радость. И прививаем хороший вкус. Даже во время войн и экономических кризисов люди хотят петь и слушать музыку. В тяжелые времена — еще больше. Так что нынешний кризис вряд ли повлияет на число наших концертов. Хотя на количество проданых дисков уже повлиял — продажи упали в несколько раз".

"Музыка Гленна Миллера была настолько популярна и зажигательна, а манера исполнения отточена, что нам хотелось максимально близко воспроизвести оригинал. Как и он, мы играем, чтобы развлекать и дарить радость. Но и сами тоже получаем удовольствие от аудитории, а ваша публика удивительна!— утверждает бэнд-лидер европейской версии оркестра. — Основное отличие украинской публики — да и харьковской — она молода! В зале есть 17—18 летние слушатели. Это невероятно! В Европе на концерты ходят те, кому за 40". В Харькове молодежь не просто слушала, но даже танцевала. Впрочем, именно для танцев, а не для чинного прослушивания создавался семь десятков лет назад джаз.

Реклама

А энергия на сцене как будто рождается сама. Даже если музыканты уставшие, шоу удается — питает музыка. "Мы все время в дороге, нас ждет вся Европа, мы даже репетируем в дороге и часто спим в автобусах. Мы не успели посмотреть весь Харьков, только увидели улицы около театра, но этого хватило, чтобы оценить красоту вашей архитектуры. Я уверен, что в следующем году мы обязательно вернемся сюда с концертом и побудем здесь подольше!"

КАЖДЫЙ ГОД ПО ДВЕСТИ КОНЦЕРТОВ
Перед концертом за кулисами царит неподдельная радостная атмосфера, музыканты постоянно шутят и смеются, как будто готовятся не к сложному концерту в незнакомой стране, а к развлекательной вечеринке. Видимо, свинг — классическое музыкальное направление оригинальной группы и ее нынешних реинкарнаций — нешуточно заряжает положительными эмоциями. К тому же, у группы крайне плотный гастрольный график. Последние 3—4 года они дают по 200 концертов в год — то есть через день, а то и чаще, и сцена для них — почти дом родной. "Когда я попадаю домой, стараюсь быть с семьей каждую минуту, очень скучаю", — признается 58-летний мистер Сальден. Оба его сына не стали музыкантами, но часто посещают концерты оркестра вместе со своими друзьями. Сам маэстро играет джаз… уже более 40 лет и с детства был фанатом Гленна Миллера. Именно у него родилась идея еще в 80-х годах создать новую версию коллектива. А с 1990 года оркестр получил официальную лицензию на знаменитое название — уровень оценили американские правопреемники Гленна Миллера и сын его близкого друга, который является президентом ассоциации "Гленн Миллер продакшн".

ОРКЕСТРЫ-ТЕЗКИ
Тромбонист Гленн Миллер, легендарный основатель американского джазового оркестра имени себя, погиб в авиакатастрофе в 1944 году — спустя три года после выхода фильма "Серенада солнечной долины", принесшего ему мировую славу. История коллектива прервалась, но в 1956 году был создан новый оркестр Гленна Миллера в США. Позже одноименный оркестр появился в Великобритании. В 1985 году голландский пианист Виль Сальден собрал оркестр, который в 1990 году также официально получил право именоваться европейской версией легендарного бэнда — The World Famous Glenn Miller Orchestra. Репертуар и состав всех трех оркестров-тезок повторяет оригинальный оркестр — к примеру, в каждом есть пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона, бас, ударные и фортепиано — но их гастроли не пересекаются. Если американский оркестр выступает в Америке, Японии и Индии, то британский — только в Великобритании, а голландский — ездит по Европе, второй год приезжает в Украину и в следующем наведается в Россию.