Двойник знаменитого писателя: "Я был Твеном 1000 раз"

21 апреля 2010, 14:48
Кен Рихтер из Америки повторил путешествие земляка в Европу.

Кен Рихтер. Любит быть Марком Твеном и пишет об этом в электронном дневнике

Ровно 100 лет исполнилось со дня смерти Марка Твена. А 30 лет назад у него появился двойник — американец Кен Рихтер. Однажды он подготовил небольшой спектакль по произведениям знаменитого писателя, чтобы выступить перед небольшой аудиторией. Развлекал друзей и знакомых на вечеринке после спектакля и не помышлял о карьере лучшего двойника писателя, но эксперимент оказался настолько удачным, что Кену предложили выступить с моноспектаклем на официальных торжествах, посвященных юбилею Твена. "Так, в начале 1980-х я стал официальным "дубликатом" кумира американской литературы и выходил на сцену в этом образе больше 1000 раз, — рассказал нам Кен Рихтер. — Мы вроде похожи: и форма носа, и подбородок. Говорят, что нас бы и мама родная не отличила. Не знаю. А вот характеры у нас точно совпадают — я тоже легкий на подъем, общительный, обожаю путешествовать, люблю хорошо пошутить".

ПОВТОРЕНИЕ. В Украину Рихтер прибыл, чтобы пройти крымский путь писателя-земляка: "Почти 150 лет назад Твен был в этих местах — он посетил Ялту, Севастополь, Одессу. Когда вернулся домой, написал замечательную книгу "Простаки за границей". Я перечитывал ее сотни раз. Она полна искрометного твеновского юмора, много эпизодов включены в мой спектакль". Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. Интересно, что до самого конца жизни писателя многие воспринимали его именно как автора "Простаков за границей" — другие его произведения сделал популярным позже приход кинематографа.

Реклама

К слову, благодаря этой книге Твен познакомился со своей женой Оливией Лэнгдон. Девушка была сестрой его лучшего друга, но, только прочитав книгу, она изъявила желание познакомиться с Марком. После женитьбы они переехали в город Буффало штат Нью-Йорк.

ЮМОР. Кен рассказывает, что ему несколько раз предлагали сделать спектакль на двоих и добавить в него "женскую линию", чтобы рядом с "Марком Твеном" появилась "Оливия": "Возможно, в будущем этот проект осуществится. Кстати, специально для выступлений в Украине я изменил свой моноспектакль и сделал упор на текст, посвященный Одессе, Ялте и Севастополю. А своими впечатлениями от этих городов я тоже делюсь с читателями, пишу об этом в электронном дневнике. Могу сказать, что если Одесса и изменилась со времен Марка Твена, то люди остались такими же. Они спешат, суетятся — и у них на все есть остроумный ответ. Мне, например, порекомендовали покататься в общественном транспорте, мол, настоящая Одесса только там. И такого английского, как у одесситов, я нигде не слышал — он умопомрачительный. А еще одесситы рассказали, что Киев — мать городов русских, а Одесса — мать Киева! Пришлось согласиться".

Рихтер выучил всю биографию писателя наизусть и перечитал всего Марка Твена: "За 30 лет, что я работаю Марком, я действительно стал им. Я и интервью даю иногда от его лица. Говорю: "Как это мы отмечаем сто лет со дня смерти? Я жив!" А люди спрашивают, что я — Марк Твен — еще напишу".

Реклама

"СЛУХИ О МОЕЙ СМЕРТИ СЛЕГКА ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ"


Марк Твен. Любил путешествия и трубку

Марк Твен (Сэмюэл Клеменс, 30.11.1835, поселок Флорида (США) мечтал плавать на пароходе и даже успел поработать лоцманом. Но удачно написанная заметка круто изменила планы — Марка пригласили на работу сразу несколько газет Сан-Франциско.

Реклама

В 30 лет к Твену пришел первый успех — юмористический рассказ "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" был назван"лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке".

Всего через несколько лет весь мир будет зачитываться романом "Приключения Гекльберри Финна", за которым последуют "Приключения Тома Сойера", "Янки при дворе короля Артура" и сборник документальных очерков "Жизнь на Миссисипи". В этот период Твен раскрывается как оратор — путешествует по миру с лекциями об амеркианской литературе. Кроме творчества, главные увлечения — игра в бильярд и курение трубки. Друзья отмечали, что в его кабинете стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина нельзя было разглядеть.

Увы, к концу жизни любимца Америки постигла череда неудач — он пережил потерю троих из 4-х детей, умерла жена Оливия, он жил затворником. И одна американская газета даже напечатала некролог, прочитав который, Твен произнес свою знаменитую фразу: "Слухи о моей смерти слегка преувеличены". Писатель умер через два года 21 апреля 1910 года. У него была стенокардия.

ВСТРЕЧАЛСЯ С ИМПЕРАТОРОМ И НАЗВАЛ ОДЕССУ АМЕРИКОЙ


Простаки. Первая обложка книги

В середине позапрошлого века в порт Севастополя прибыл корабль с пассажирами из США. Под №5 в списке числился мало кому известный тогда журналист Сэмюэл Клеменс. Это был очень дорогой круиз, большое средиземноморское путешествие по европейским странам. Клеменс попал туда благодаря собственной находчивости — уговорил редактора оплатить поездку, пообещав за это написать полсотни материалов.

"Так, в 1867 году Клеменс среди прочих европейских городов посетил Одессу, Ялту и Севастополь, — говорит заведующая отделом Одесского литературного музея Анна Полторацкая. — В Одессу пароход зашел на несколько часов, случайно, нужно было загрузить уголь. Но пассажиры успели погулять по городу, и в своей книге "Простаки за границей" Клеменс хорошо его описал. Он назвал Одессу очень американским городом, таким же шумным и деловым". Интересные публикации были сделаны из Севастополя, весь мир тогда знал об этом городе. Ведь только отгремела Крымская война, и все газеты говорили о боевых действиях, которые здесь разворачивались. Клеменс четко передал дух города и посмеялся над соотечественниками, которые рыскали по Балаклаве в поисках снарядов, чтобы привезти домой сувенир.


Ялту Марк Твен назвал живописной... деревушкой

Сразу после Севастополя путешественники отправились в Ялту на встречу с императором Александром II. Тот лично пригласил американцев к себе в Ливадийский дворец. По дороге Марк Твен сочинил письмо для императора, которым путешественники поприветствовали семью Романовых. В своей книге Твен так описал Александра: "Он был очень просто одет, на императоре была фуражка, сюртук, панталоны — все из какой-то гладкой материи, бумажной или полотняной, без всяких драгоценностей, без орденов и регалий. Трудно представить себе костюм, менее бросающийся в глаза. Поприветствовав и поздравив гостей с приездом, император лично провел нам экскурсию по аллеям парка, показывая все достопримечательности и наиболее интересные растения". Твен был просто ошарашен таким вниманием и простотой российского императора. "В книге Твен с большим уважением отзывается о Ялте, которую, кстати, называет селом: "Деревушка Ялта гнездится внизу амфитеатра, который, отступая от моря, поднимается, и, кажется, что деревушка эта тихо соскользнула сюда откуда-то сверху. В низине раскинулись парки и сады знати, в густой зелени то тут, то там вдруг сверкнет, словно яркий цветок, какой-нибудь дворец". А ЮБК он сравнивает с отечественным курортом и называет Сьерра-Невадой".