Две кинолюбви

8 февраля 2008, 18:05
Товарищ Пелевин заметил: "Реальность – это оксюморон из одного слова". Если же пойти от противного и этот оксюморон для чего-нибудь поместить в объектив примитивной камеры-обскуры – то реальность развалится на куски хорошего и плохого, черного и белого, толстого и тонкого и прочего противоположного. И мешай все, как хочешь, – в полный сюр. Я предпочитаю кино.

Реклама

Помню еще со школы, из курса оптики: "камера-обскура обладает высокой глубиной резкости, поэтому предметы на переднем и заднем планах получаются одинаково четкими". Вот так – условное "черное" и "белое" становится одинаково четким. Контрастным. Как на фото в советских паспортах, старых школьных виньетках и журнале "Огонек" (помню отчетливо такого ч\б Горбачева – черный-черный остров на белом глобусе его головы). Фотография начала свою историю с камеры-обскуры. Вы можете начать свою любовь к кино с обыкновенной фотографии. Поэтому хочу рассказать о двух фильмах, которые, вы может быть, видели, может, нет. Но иметь эти картины в арсенале приятных или смежных с ними воспоминаний – очень рекомендую.

Первая моя кинолюбовь – черно-белый фотофильм "Взлетная полоса", 1962 год. Наверное, лучший на сегодняшний день среди своих немногочисленных монохромных собратьев. Крис Маркер, у которого Терри Гильям "придумал" своих "12 обезьян", слепил из ч\б карточек обыкновенное чудо длинною в 28 минут (реальное время картины – 26 минут 30 секунд). За эти неполных полчаса под руинами Третьей мировой плохие-хорошие совершают полеты во времени. Находится заключенный, который силой своих воспоминаний моделирует в прошлом то, чего не было, и им, конечно же, движет любовь. Его меморриз-эдвенчиз все время возвращают к одному моменту: он в аэропорту Орли, красивая девушка и чья-то смерть. Крис Маркер как минимум бог – препарирует мгновения посредством фото с дотошностью коллекционера-фанатика. Коллекционер времени, выходит. Весьма занимательно. Так вот. Сила воспоминаний заключенного настолько велика, что эти самые воспоминания начинают жить собственной жизнью. Знаете почему? Тот самый момент, к которому заключенный все время возвращается в аэропорту Орли – миг его смерти. Герой давно умер. Воспоминания вернули ему самого себя. И все это смонтировано в фотоальбом. Подумайте: своими воспоминаниями вы транслируете космосу миллиарды параллельных миров. Даже после смерти. Полный сюр.

"Пепел и снег" – must see для каждого. Без преувеличений. Никогда не думала, что водные процедуры слонов или медитация пожеванной временем старушки, обдуваемой суховеями, могут быть настолько эстетичными и захватывающими. И что собственно пожеванная годами старушка может быть такой красивой.

Реклама

Если Крис Маркер попытался показать, как можно пришпилить мгновение на стенку сознания, то режиссер "Пепла" – фотограф Грегори Кольбер – показал, на сколько это самое сознание гуттаперчивое. Это первый фильм, раздражающий не зрительный, слуховой и даже обонятельный, а осязательный нерв со всеми остальными в купе. О чем лента? О жизни с момента зарождения. О гармонии. О нереальности реальности. О любви. Вроде бы, стандартный набор? Ни капли. Общие временные затраты кинематографиста на осуществление своего проекта (в этом замешаны и фото, как вы, наверное, догадались) – 13 лет. По 5-бальной системе операторской работе я бы выставила "100", подводные съемки – космические. Самого режиссера, распятого светом прямо в толще воды, можно тоже увидеть в кадре, танцующего с 55-тонным китом. Очень грациозно. И с настоящей танцовщицей. Неземной красоты. Песок, вода, солнце, животные перемешиваются в одну липкую субстанцию – переписку фотографиями, которая навсегда приклеится к вашей памяти.

Посмотреть больше фото можно здесь