Друзья и родные "мамы Штирлица": Она хотела снимать, но ее списали на пенсию

30 сентября 2011, 07:43
Татьяне Лиозновой было 87. Виторган рассказал о ее резком характере, а Дуров — как подвел на съемках "17 мгновений".

Татьяна Лиознова умерла

Жизнь знаменитой Татьяны Лиозновой, которую ласково называли "мамой Штирлица", — оборвалась. Режиссеру "17 мгновений весны" и "Карнавала" было 87. Свое последнее мгновение Татьяна Михайловна доживала в больнице, прикованная к кровати — еще весной у нее отнялись ноги... За годы болезни организм режиссера был настолько изношен, что у нее один за другим начали отказывать жизненно важные органы. Боролась Лиознова до тех пор, пока у нее не остановилось сердце.

Читайте также: Скончалась режиссер "17 мгновений весны"

Реклама

ПРОСИЛА ОТПЕТЬ ЕЕ В ХРАМЕ. По словам близких режиссера, ее сильно подкосил инсульт. "Проблемы со здоровьем у мамы начались еще 10 лет назад, — рассказывала нам приемная дочка режиссера Людмила Лисина. — Сперва ей удалили доброкачественную опухоль, затем она перенесла инсульт, едва выкарабкавшись тогда с того света. Так что все свободное время мама вынуждена была посвящать сну и приему лекарств...". Похоронят Татьяну Михайловну на Донском кладбище в Москве, где покоится ее мать Ида.

В своем завещании, тайны которого приоткрыли близкие друзья режиссера, Лиознова просила отпеть ее в храме, но не создавать вокруг ее ухода громких и пафосных прощаний. Поэтому в последний путь ее проведут только самые родные люди. Среди них — дочь, Иосиф Кобзон, Леонид Броневой, Олег Табаков, Юрий Яковлев, Эммануил Виторган... А вот также входящий в этот круг Олег Басилашвили вряд ли придет на прощание с Татьяной Михайловной. Актер сказал нам: "Мне вообще сложно сейчас говорить, я болен".


"Три тополя на Плющихе". Любила пересматривать эту картину

Реклама

Виторган вспомнил, как они познакомились с Лиозновой: "Это было на съемках фильма "Конец света с последующим симпозиумом". Пару минут, проведенные с этой личностью, остаются в памяти навсегда. Самое ценное, что она — ученица великого режиссера Сергея Герасимова, который снял "Тихий Дон". От встречи с Лиозновой у меня остались очень теплые воспоминания. Она всегда приходила подготовленной к съемке, всегда знала, как помочь артисту на площадке. Такой мощной режиссуры в кино после нее больше нет, и когда появится человек такого же таланта, как был у Лиозновой, неизвестно, но будем надеяться. По характеру она была бескомпромиссной, иногда даже резкой, но все это оправдывалось ее профессионализмом". Лиознова из-за болезни мало общалась с молодыми актерами, но те старались помочь ей. "С Татьяной Михайловной последний раз я виделся два года назад, когда помогал ей делать ремонт, — сказал нам Дмитрий Певцов. — Режиссером она была жестким, но других женщин этой профессии я и не вспомню сейчас".


"Карнавал". Прославила молодую актрису Ирину Муравьеву

НЕ СНИМАЛА 25 ЛЕТ. Свою последнюю работу "Конец света с последующим симпозиумом" режиссер сняла в далеком 1986 году. Всего же в ее фильмографии 9 картин. Зато каких! "Три тополя на Плющихе", "17 мгновений весны", "Карнавал", "Мы, нижеподписавшиеся", "Им покоряется небо"... Может, потому, соскучившись по работе, Татьяна Михайловна с таким удовольствием принимала участие в процессе колоризации ее "Мгновений". Это было в 2009-м, а этой весной зритель увидел и ее "Три тополя" в цвете. Но почему же она так долго не снимала? По словам ее дочери и актеров, дело было отнюдь не в здоровье режиссера: "В этом вина государства, и теперь им будет урок. Они хотели, чтобы она сидела на пенсии, а она хотела снимать".

Реклама


"17 мгновений весны". Тихонова на роль Штирлица выбрала сама

Лев Дуров, снимавшийся у режиссера в "17 мгновениях весны", вспомнил, как однажды подвел Татьяну Михайловну: "Мы должны были выехать на съемки в ГДР, где планировали снять убийство моего персонажа — гестаповского провокатора Клауса. Но наши власти отказались выпускать меня за границу. А все из-за того, что начудил на приеме у выездной комиссии. Меня попросили описать, как выглядит флаг Советского Союза, а я пошутил: "Черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости". В общем, подвел всю съемочную группу. Но Лиознова нашла выход: убийство Клауса сняли потом в подмосковном лесу".