Драгоценная работа золотить купола

18 августа 2008, 18:45
Семейное ремесло отца и сына Борисовых — покрывать купола сусальным золотом.

За работой. После лака поверхность должна просохнуть минимум 12 часов; фото А.Левицкого

Каждый день, вот уже пятнадцать лет, Александр Борисов вдыхает на работе песчинки золотой пыли, а, приходя домой, жалуется родным, что не может нормально вымыть руки — золото плохо смывается. Он — мастер, который покрывает церковные купола тончайшей пленкой из драгоценного металла.

"Помню, первые годы я боялся золота. Руки начинали дрожать, материал ведь дорогущий и очень хрупкий. Тогда мне отец сказал, что настоящий мастер не должен думать о деньгах, мол, кто-то на заводе огранкой алмазов занимается и относится к камням, как к пластелину, поэтому и совершает чудеса и не боится погрешностей. Мне стало легче, работа пошла, как по маслу", — откровенничает Александр и тут же признается, что для него главные ценности в жизни — дети, жена и родители.

Реклама

ХОББИ ПРАДЕДА. Александр окончил Одесский строительный институт, но все, что его связывает с этой профессией сейчас, говорит он, — это необходимость лазить по строительным лесам. Учился редкому ремеслу мастер у своего отца Владимира, так как курсов обучения позолотчиков в Украине не существует, умение и опыт переходят от поколения к поколению. Первым занялся золочением прадед Александра, правда, он золотил лишь рамки икон. А вот дед стал профессиональным позолотчиком и передал свое умение детям. Сейчас у Александра растут два сына, и старший в свои 9 лет уже увлеченно "подсматривает" за работой отца.

Сейчас Александр золотит внутреннюю часть собора на Успенской, говорит, что ошибок и задержек быть не должно, ведь закончить работу он должен уже к началу сентября. На пару с отцом Борисов позолотил в Одессе шесть больших куполов, в том числе на Спасо-Преображенском соборе и в мужском монастыре, а также десятки маленьких. Не менее популярны мастера-позолотчики и за рубежом. Только в одном Губкине в России Белгородской области руками Борисовых позолочено шесть куполов. Храм, вспоминает мастер, строили 12 лет назад. Он стоит рядом с горно-обогатительным комбинатом. На тот момент он был вторым по величине в России из возводимых после Храма Христа Спасителя. По словам мастера, работы было столько, что пришлось воспользоваться помощью московских позолотчиков.

Самый большой купол в Одессе, который золотили Борисовы, находится в мужском монастыре на 16-й станции Большого Фонтана. А самая большая высота, на которой работали мастера, достигала 50 метров. Четыре года назад в нижнем храме на Соборке Александр с отцом золотили все стены и иконостас. Тогда им даже пришлось отказаться от предложения позолотить оперный театр во время его реставрации, где собирали позолотчиков со всей Украины.

Реклама

НУЖНА УСИДЧИВОСТЬ. "Когда я работаю, люблю тишину. Человек, который работает в храме, поневоле задумывается над своей жизнью и как-то становится добрее. Моя бригада, которая готовит для меня рабочую поверхность, тому пример. Когда ребята попали ко мне и поработали в храме, многие из них пошли креститься", — делится Александр. Он уверяет, что профессии позолотчика может научиться любой, а вот терпения и усидчивости хватит далеко не всем. "Если одну стенку покрываешь лаком за час, то золотить ее — два дня", — усмехается Борисов.

С ЗОЛОТОМ РАБОТАЮТ "БЕЗ ПЕРЧАТОК". Борисовы предпочитают работать без перчаток, по старинке, и иметь дело только с проверенными натуральными материалами — настоящим сусальным золотом и краской на натуральной олифе, приготовленными по старым рецептам. "Ручную технологию" по качеству до сих пор не смогла переплюнуть ни одна из современных химических смесей: в отличие от быстросохнущей химии, золото держится десятилетиями. Например, лак для позолоты, который наносится последним, шестым, слоем перед клейкой сусального золота, — мордван, варит собственноручно отец Александра. "Лак варит отец в домашних условиях, он состоит из различных растительных компонентов, я пока за это не берусь, нужно иметь безграничное терпение для этого дела. Варят мордван в кастрюле или бочке, и, не отрываясь, четыре часа его мешают. Мы наносим лак вечером и золотим на следующее утро, выдержать нужно как минимум 12 часов, сейчас есть лаки, которые высыхают за час, но срок годности у них значительно меньше", — говорит мастер.

К слову, сусальное золото продается в "книжках". В одной стандартно находится 60 тончайших пластинок толщиной в несколько миллимикрон, тоньше папиросной бумаги. На 100 кв.м. — минимальная площадь купола, нужно около 220 таких "книжек". Настоящая "книжка" сусального золота стоит 100 долларов за штуку. На золочение одного купола минимального размера нужно два месяца: один на подготовку, второй — на золочение.

Реклама

Самое лучшее сусальное золото в Украине, говорят мастера, делают в Харькове. Технология такая — слитки золота раскатывают станком и вручную разбивают в тончайшие пластины. Такое золото никогда не потемнеет и продержится более 100 лет.