Донецкий аэропорт – символ героизма

10 ноября 2014, 09:00
Объект уже почти разрушен, но за него все равно гибнут люди

Бои. После ожесточенных перестрелок Донецкий аэропорт превратился в развалины.

В четверг в бою за Донецкий аэропорт погиб участник Добровольческого украинского корпуса (ДУК) "Правый сектор" 18-летний Сергей Табала (позывной "Север"). В официальных военных сводках эта смерть не значится, потому что "Правый сектор" действует неофициально и, с точки зрения украинского законодательства, ничем не отличается от противостоящих ему в аэропорту отрядов "Спарта" и "Сомали", возглавляемых боевиками "Моторолой" и "Гиви". Главная разница лишь в том, что "Правый сектор" сражается на стороне украинской армии. А в субботу пресс-центр АТО сообщил о троих погибших украинских бойцах в Донецком аэропорту. Аэропорт уже практически разрушен и утратил всякое стратегическое значение. Тогда почему за него гибнут люди?

ДОНЕЦКИЙ АЭРОПОРТ. Этот объект был модернизирован и расширен в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу. В июле 2011 года там была построена новая полоса, а в мае 2012 года — новый терминал, который был способен пропустить до 3100 пассажиров в час. На строительные работы в аэропорту было потрачено, по разным оценкам, около 7 млрд грн — почти миллиард долларов, по тогдашнему курсу.

Реклама

В апреле, после начала сепаратистских выступлений в Славянске, в аэропорт прибыли подразделения 3-го Кировоградского полка армейского спецназа. Украинская сторона предполагала, что аэропорт может быть использован для переброски подкреплений из России, как это произошло в крымском Бельбеке.

До 26 мая аэропорт использовался по прямому назначению, пока туда не пришли боевики отряда "Восток" под командованием бывшего сотрудника СБУ Александра Ходаковского. Они заняли здание нового терминала и затащили на крышу артиллерийские зенитные установки ЗУ-23-3 и ПЗРК "Игла". Когда кто-то из боевиков "Востока" навел "Иглу" на барражирующие над аэродромом самолеты ВВС Украины, его "снял" украинский снайпер. Разгоревшийся после этого бой закончился победой украинских военных. Тогда же аэропорт получил первые повреждения и перестал использоваться по назначению.

С мая по сентябрь Донецкий аэропорт появлялся в военных сводках лишь эпизодически. Но в ночь на 1 сентября его атаковали боевики и подразделения российской армии при поддержке бронетехники и артиллерии. С тех пор атаки на аэропорт проходили достаточно регулярно. По словам командира одной из рот 5-го отдельного батальона "Правого сектора" (позывной "Богема"), сейчас перестрелки продолжаются от двух до четырех часов. "Под контролем украинских сил находятся здания старого и нового терминалов, а также навигационной башни аэропорта", — уточнил "Богема".

Реклама

"Киборг". Сергей Табала был самым молодым защитником аэропорта.

УКРАИНСКАЯ ГРУППИРОВКА. Силы, обороняющие аэропорт, состоят из подразделений 3-го Кировоградского полка, 93-й механизированной бригады, 17-й танковой бригады, 79-й аэромобильной бригады, бойцов батальона "Днепр-1" и "Правого сектора". Оборона аэропорта усилена артиллерийскими батареями в Песках и Авдеевке. Именно огонь орудий мешает повстанцам взять аэропорт. "Артиллерия очень славно работает. Без нее, боюсь, мы бы не продержались", — признает "Богема".

Реклама

Аэропорт атакуют боевики отрядов "Моторолы" и "Гиви" при поддержке танков. Но просепаратистский сайт colonelcassad признает, что пока работают батареи в Авдеевке и Песках, выбить украинские войска из аэропорта невозможно. За стойкость в обороне противник назвал украинских военных "киборгами". Это привело в ярость полевых командиров боевиков. "Я их называю не "киборгами", — заявил "Моторола" в одном из интервью. — И "Гиви" их называет не "киборгами". А не иначе, как пи...ргами. Или просто мясом, которое присылают нам украинские войска". "Эти все их заявления о том, что у них один "трехсотый" (раненый. — Авт.), — это все пиз...ж чистой воды. В день умирают по 30—40 человек! Если бы у них был один "трехсотый", х...й бы они ротацию проводили", — вторил ему "Гиви". Явное раздражение, сквозящее в этих заявлениях полевых командиров самопровозглашенной "ДНР", говорит, что они столкнулись с сопротивлением, на которое не рассчитывали.

На самом деле необходимость ротации продиктована тяжелыми условиями, в которых действует украинский гарнизон. Корреспондент Los Angeles Times Сергей Лойко пробыл в аэропорту несколько дней. По его словам, бойцы вынуждены экономить даже питьевую воду. Она столь же дорога, как и боеприпасы: "Я спрашиваю одного солдата, где вы здесь моетесь?". А он мне отвечает: "Сережа, в аэропорту не моются, в аэропорту чешутся".

Позывной "Богема" утверждает, что главари боевиков лгут, когда говорят о больших потерях среди украинских силовиков. Пробыв в аэропорту почти две недели, ротный заявил, что не видел ни одного погибшего с украинской стороны, а большинство ранений происходят из-за того, что снаряды выламывают стены, травмируя обломками солдат украинского гарнизона. "В большинстве случаев ранения представляют собой различные формы контузии. Мы научились беречься", — подчеркнул боец "Правого сектора", вышедший из аэропорта 20 октября. Стены нового терминала сделаны из гипсокартона. Они легко пробиваются из стрелкового оружия. Но защитники используют для укрытий банкоматы и терминалы для пополнения счета, корпуса которых частично бронированы. Само же сооружение стоит за счет монолитного каркаса: "Ребята спят, едят, живут практически на позициях. Но уже на вторые сутки к этому привыкают".

Оценить потери боевиков крайне сложно. Но о том, что они довольно высоки, свидетельствует, например, фильм "День с "Гиви", снятый российскими журналистами. В одном из эпизодов показан момент атаки на Донецкий аэропорт. Боевики обстреливают объект из орудий, а потом усаживаются на броню танков и едут в атаку. Огнем их, до поры до времени, не встречают, но местность вокруг аэропорта усеяна обгоревшими трупами погибших в предыдущих атаках.

КРОВЬ ЛЬЕТСЯ С ОБЕИХ СТОРОН. Гибель Сергея Табалы, который был убит снарядом, выпущенным по навигаци нной башне, — тому подтверждение. Кстати, "Север" ранее уже был ранен в аэропорту. Об этом рассказал доброволец из 93-й бригады Александр. Это произошло во время одного из штурмов, когда дээнэровцам удалось прорваться на первый этаж старого терминала. Тогда "Север" получил ранения в плечо и в руку. Но, едва подлечившись, он снова вернулся в аэропорт. Что заставляет людей раз за разом приезжать в это гиблое место и умирать за него, хотя аэропорт практически уже уничтожен и давно утратил свое первоначальное значение?

По информации сайта colonelcassad, Донецкий аэропорт, по Минским соглашениям, должен был отойти к самопровозглашенной "ДНР". Ранее также звучала информация, что аэропорт могут обменять на территории, занятые российскими войсками на юге Донецкой области. "Торговать собственной землей — это недопустимо!" — заявляет "Богема". По его словам, оборона аэропорта ведется чисто по психологическим и моральным причинам.

По словам еще одного "киборга", танкиста 93-й бригады Ивана Ночовного ("Гнома"), защитники аэропорта не понимают, зачем они вообще воюют в этом месте. "Самый главный вопрос, который возникает у ребят: за что мы там стоим? У нас нет понимания от вышестоящего командования — за что мы там воюем? Ребята спрашивают: куда делись 99 дней нашей жизни? Аэропорт — это символ. Как стратегический объект он не несет никакой ценности. Но если мы готовы его поменять, то зачем тогда "Север" погиб в этом аэропорту?" — говорит Иван Ночовный.

Однако существует еще одна причина, заставляющая ребят возвращаться в аэропорт даже после того, как им посчастливилось оттуда выбраться. "Невозможно дома сидеть, не получается. Там ты знаешь, что находишься в том месте, где должен", — заявил изданию censor.net еще один "киборг" из 93-й бригады — "Агат".

Донецкий аэропорт стал символом героизма и одновременно безумия этой войны — позицией, защищать которую бессмысленно, но и не защищать, по мнению многих, нельзя. Любая попытка обменять его или оставить породит вопрос, который уже задают Ивану Ночовному его солдаты: за что тогда воюем и какой вообще смысл в этой войне? Сверхсовременный объект стоимостью почти в миллиард долларов превратился в место, откуда сегодня уходят рейсы только в мир иной.