Для "Мастера и Маргариты" №1 в Крыму строили Иерусалим

4 февраля 2011, 07:49
Весной увидим первую в СНГ экранизацию романа Булгакова, снятую 17 лет назад: закулисье съемок.

Пилат. Михаил Ульянов не дожил до премьеры. Фото «Люксор»

По-настоящему долгожданная премьера фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" состоится в начале марта, если этому событию опять не помешают какие-то мистические обстоятельства, которые часто объясняются вполне обычными причинами. Зрители ждут ее выхода почти 20 лет. В феврале 1991-го президент компании "ТАМП" Владимир Скорый подписал с Юрием Карой контракт на сценарий и постановку фильма. Первый кадр был снят 3 июня 92-го. Съемки проходили в Москве и ее окрестностях, а также в Израиле. Картина была готова к показу в 94-м, но из-за разногласий между режиссером и продюсерами, потратившими на её производство15 млн. $, так и не вышла в прокат. Кара, которого поддерживали все звезды фильма, отказался сокращать авторскую 200-минутную версию до двух часов. Вторая часть неприятностей была связана с претензиями потомков третьей жены Булгакова на творческое наследие писателя. Пока создатели фильма отстаивали свое право в суде, а потом искали деньги на раскрутку рекламной компании, в Интернете появилась пиратская монтажная 3-часовая копия. Но с удручающим качеством картинки. Так что настоящее кино нам только еще предстоит увидеть. Компания "Люксор" выкупила права на картину и уже анонсирует в 2011 году (к 120-летию Михаила Булгакова) выход 118-минутной версии на широкий экран и выпуск полной режиссерской версии на DVD. И по иронии киносудьбы зрителям придется сравнивать фильм Юрия Кары с сериалом Владимира Бортко, который был снят на 12 лет позже, но показан в 2005-м. Из актеров Кары у Бортко снимались только двое: Александр Филиппенко (Коровьев) переквалифицировался в Азазелло, а Валентин Гафт (Воланд) появился в образах первосвященника Каифы и Человека в френче.


Иешуа. Николаю Бурляеву пришлось ждать благословения церкви на эту роль. Фото "Люксор"

Реклама

О том как снимали фильм в 92-м году "Сегодня" рассказала художник по костюмам Анна Кузнецова. Юрий Кара предложил ей разработать линию одежды для иудейского сюжета своей картины, после того как случайно в 1991 году на Ялтинской киностудии увидел ее боевые доспехи монгольских воинов, созданные к фильму Толомуша Океева "Чингизхан". Режиссера впечатлила достоверность, детальная проработка и качество исторических костюмов.


Костюмер Анна Кузнецова разрабатывала линию одежды для съемок иудейского сюжета ленты в Израиле

В составе съемочной группы Анна Ивановна вылетела в Израиль, как и все — по туристическим визам в сентябре 92-го – поэтому срок пребывания на Земле обетованной был ограничен тремя неделями. Группа базировалась в отеле города Акко (в 18 км от Хайфы). А загруженный до пределов реквизитом автобус заранее отправили своим ходом в Турцию, чтобы потом на пароме через Лимасол переправить в Хайфу. Но автобус выбился из графика (столько границ и таможен!) и опоздал к парому, а следующий рейс – через неделю! Съемки опять оказались под угрозой срыва. "В автобусе же были не только костюмы, но и кресты на Голгофу, сделанные на студии им. Горького, трон Понтия Пилата наших ялтинских мастеров, оружие, посуда, – рассказывает Анна Кузнецова. – На собрании нам сказали, что единственный выход – самолетом, но это по 70 $ за 1 кг груза. Когда посчитали, сумма выходила баснословной. Юрий Викторович пришел к нам бледный, сказал, что картина закрывается. Посыпались упреки – зачем надо было делать такие тяжелые костюмы. На что я отвечала: "вы же сами требовали, что всё должно быть максимально достоверным без бутафории".

Реклама


Израиль-92. Спонсор ленты — Скорый (крайний справа). Фото "Люксор"

Узнав о беде русских кинематографистов, предприимчивые театралы из числа бывших соотечественников тут же подсуетились и предложили на прокат свои костюмы и реквизит из спектаклей на схожие темы. И продюсер картины Владимир Скорый, на деньги которого снимали фильм, уже готов был пойти на сделку с евреями. "Юрий Викторович разбудил меня в 4 часа утра и сказал, что только я могу переубедить Скорого, – вспоминает Анна Ивановна. – Я вообще-то красноречием не отличаюсь, но видимо состояние у меня было такое – это сколько же труда вложено в эти костюмы! – что мне удалось подобрать нужные слова. Я сказала, что театральный хлам нам не нужен, и лучше потерять несколько съемочных дней, но затраченные деньги на перевозку окупятся потом, если зрители увидят великолепных актеров в правдоподобных костюмах, а не в каких то бутафорских наборах. И он согласился, хотя ему было тяжело смотреть на то, как несколько дней вся группа за его счет бездельничает на берегу Средиземного моря. Но когда наши костюмы все же прибыли и стали одевать людей – эта фактура, запах кожи, блестящий металл – эффект был потрясающий! Сам Скорый как увидел римские доспехи – выбрал себе костюм легата и решил в нем сниматься: без слов, но зато в сценах рядом с Понтием Пилатом!"

В КРЫМУ ПОСТРОИЛИ ИЕРУСАЛИМ, НО ИЕШУА ПОЯВИЛСЯ ЧЕРЕЗ 13 ЛЕТ

Реклама

Первоначально Иудею планировалось снимать в Крыму. И к осени 91-го у стен Судакской крепости были выстроены декорации. Сотни военнослужащих были "мобилизованы" на массовку. В загонах начала съемок дожидались – козы, ослы и верблюды. "Декорация Иерусалима Юрию Викторовичу понравилась, но когда он увидел верблюдов – разразился громкий скандал, – рассказывает анна Кузнецова. Такой ор стоял! Оказалось, что вместо необходимых одногорбых дромадеров в Судак пригнали двугорбых бактрианов, которых на Ближнем Востоке ну никак быть не могло. Потом мы узнали, что и утвержденный на роль Иешуа актер Николай Бурляев сниматься не может – он не получил благословения церкви на эту работу!" А еще из Москвы до Крыма оператор не доехал, и пленку не привезли, и под занавес всех неприятностей погода испортилась до полной мерзопакостности. Недобрых знаков появилось столько, что крымско-иудейскую компанию вообще отменили. Только через год группа Кары отправилась за натурой на Святую землю – снимать в Израиле.

Кстати, спустя 13 лет в 2004 году, свою часть "ершалаимской истории" в Крыму снял Владимир Бортко. Иешуа (Сергей Безруков) распяли рядом с Судакской крепостью – на горе Сахарная голова, а нижний Массандровский парк возле гостиницы "Ялта-Интурист" превратился в Гефсиманский сад, где прирезали Иуду (Дмитрий Нагиев). Иерусалим же снят в Болгарии – на киностудии "Боянов", в декорациях американцев, оставшихся там после съемок новой версии фильма "Спартак". Кроме того, в стены Генуэзской крепости компьютерщики "вписали" древний Иерусалим. Специально для решения этой проблемы в Израиль посылали группу с оператором, чтобы снять там музейный макет Иерусалима, – он выполнен с учетом мельчайших деталей и занимает площадь 50 кв. м.

В ИЗРАИЛЕ: УЛЬЯНОВА БОЯЛСЯ МАСТИФФ


Костюм Крысобоя весил 20 кг! Надевали его на актера три ассистента

Анне Кузнецовой пришлось придумывать свою технологию изготовления доспехов римских легионеров. Ведь в СССР последний раз за экранизацию истории "из жизни Древнего Рима" брались в 1926 году, и то, к сожалению, эта лента режиссера Мухсин-Бея "Спартак", снятая на Одесской киностудии, не сохранилась. "От стилизации костюмов мы отказались еще при первом обсуждении их с Юрием Викторовичем. Я советовала все делать максимально достоверным, и это естественно усложняло работу. – говорит Анна Ивановна. – Кроме персонажей первого плана, таких как Понтий Пилат, Иешуа, Каифа, Левий Матвей, нужно же было одеть и многочисленную массовку. А это первый век нашей эры, Иудея! Сотни халатов и головных покрывал мы шили из выкрашенной в разные цвета мешковины, которую нам в Ялту привозили машинами. Весь пошивочный цех Ялтинской киностудии был задействован. Специально заказывали кожаную обувь. И еще металлические доспехи для римских легионеров – 20 пеших костюмов и 10 конных.


Костюм прокуратора Иудеи. Фото: А.Кузнецова

Элементы рельефного латунного панциря Понтия Пилата отдельно отливали и клепали в Киеве. А чешуйчатый доспех центуриона Крысобоя – я сначала с помощницей вырезала из картона, чтобы посмотреть каким должно быть сплетение. Потом каждую чешуйку нам отливали из меди на заводе "Море" под Феодосией, также как и сложные, сферические шлемы. Готовый костюм центуриона весил не менее 20 кг! Мощный актер Валентин Голубенко мог одеть его только с помощью двух-трех ассистентов. Шлемы же еще украшали: у простых воинов – это конская щетина, у Крысобая – орлиные перья. Нам по заказу привезли с птицефермы ворох выдранных петушиных хвостов: белоснежные перья пошли на шлем Пилата, а вот для легата пришлось их покрасить в ярко красный цвет. Справились и с украшением плаща на Понтии Пилате – том, который золотом вышитый с красным подбоем. Откуда золото достали? В военторге купили галун золотистого цвета, который предназначался для фуражек, потом вырезали из него сотни лепесточков лавровые и пришивали их по всему плащу".


Чешуйчатые доспехи кавалериста. Фото: А.Кузнецова

При подготовке костюмов к съемкам все же не обошлось без казуса. Шлем для Понтия Пилата заказали размера XL на большую голову – в окружности 60 см, на всякий случай с запасом. Но у Михаила Ульянова она оказалась еще больше – 62 см! "Это же не фрак, который подогнать можно, а литой шлем – ни увеличить, ни уменьшить уже, – вспоминает Анна Ивановна. – И только в самых необходимых сценах Ульянов его с трудом одевал, а так всё время носил в руках".


Пехотинец римского легиона. Фото: А.Кузнецова

Съемки в Израиле проходили по-настоящему в экстремальных условиях. Открытая гористая местность: ни кустов, ни деревьев, только фанерные щиты и натянутые тенты. Жара под 40 градусов и выше, а люди в коже, металле, мешковине. На съемочную площадку подвозили бочки со льдом. "Мы спасали актеров от тепловых ударов, как могли, – вспоминает Анна Кузнецова. – Мочили тряпки в ледяной и накладывали на доспехи, которые просто невозможно было снять между дублями. Там же уйма пряжек, застежек, шнуровок. Ну только что шлемы реально было снять, потому что они раскаливались как сковородки!" И в этой ситуации съемочная группа была потрясена выдержкой и самоотдачей Николая Бурляева, Михаила Ульянова, Льва Дурова… "Я была в числе тех, кто в начале не воспринял выбор Кары на роль Иешуа именно Бурляева, – говорит Анна Ивановна. – Он долго выбирал, на заметке был даже кто-то из певцов: Тальков или Малинин. Но в Израиле даже самые стойкие скептики были потрясены работой Бурляева. Как он преображался – это просто нереально! Перед тем как войти в кадр он стоял за щитом, никто его не видел и не смел подойти к нему (он вообще и после съемок ни с кем почти не общался, был нелюдим, на все наши "пожалуйста" что-то бурчал себе под нос), и группа могла ждать его 5, 10, 20 минут. Но когда он выходил – это уже был другой человек, с иным лицом и энергетикой, из другого времени. Бурляев же заикается, но когда его устами говорил Иешуа – он уже не заикался!"


"Орлиный" шлем центуриона. Фото: А.Кузнецова

Удивлял своим перевоплощением и Михаил Ульянов. Очевидцы тех событий были особенно потрясены, когда на съемочную площадку впервые привезли неаполитанского мастиффа – здоровенный злобный пёс без команды подошел и лёг у ног актёра, и потом как цуцик везде ходил за ним по пятам. Хозяйка собаки даже испугалось – что это русские сделали с ее собакой?!


Чертова свита. Филипенко в роли Коровьева, а Павлов — Кот Бегемот. Фото "Люксор"

Московские эпизоды снимали летом и в ноябре 92-го: "Бал сатаны" – в усадьбе Марфино (25 км от Москвы); дом Маргариты — в особняке на Остоженке; в Саду театра – сцены "Кабинет Римского", "Двор Варьете", "Туалет"; в Театре Маяковского – сцену "Варьете"; встреча Мастера с поэтом Иваном Бездомным – в Сокольниках, дом № 9 в Мансуровском переулке; а также – на крыше Дома Пашкова, на Арбате, Земляном валу и Красной Площади. Всего за время производства фильма было подписано более 5000 контрактов и задействовано, включая массовку, около 3000 исполнителей.

ЗДЕСЬ — ЧЕРТ, НО НЕ КНЯЗЬ ТЬМЫ


Воланд. Валентин Гафт нашел свой рецепт дьявольской смеси. Фото "Люксор"

"Роман Булгакова – не пьеса и не киносценарий, и при экранизации, т.е. при переводе на киноязык, сокращения и даже изменения неизбежны, – комментирует фильм киновед Юрий Иваниченко. – Даже если авторы экранизаций говорят, что всё "делали постранично". Закономерно и появление мелких деталей, "эпизодиков" – как например у Кары, поиски "нечистой силы" в Кремле, – если они мотивированы режиссерской концепцией, пониманием первоисточника. А трактовки, концепции, уровни понимании могут и должны быть разными. Боюсь, что мы еще попросту не привыкли, что роман Булгакова есть самая настоящая или, если угодно, самая обычная классика, а, следовательно, и прочтений, и постановок было пока совсем еще немного. Но будет еще очень много, пока не произойдет очередной поворот вкусов и на какое-то время роман отодвинется из сферы интересов. Классика тоже подвержена приливам и отливам". По мнению Юрия Иваниченко, хотя бы только ради актерских работ стоит посмотреть фильм Кары:


Мастер и Маргарита. Раков составил партию Вертинской. Фото "Люксор"

"Настоящего" немецкого чёрта играет Валентин Гафт, и в каждом эпизоде заставляет задуматься о дьявольской смеси могущества и мелочности, неустанного любопытства и сарказма, жестокости и справедливости. "Сильный и энергичный, несмотря на гемикранию, весьма неглупый и совершенно земной Пилат – думаю, одна из лучших ролей великого Михаила Ульянова. Интересный, весьма неоднозначный и по-настоящему убедительный Иван Бездомный – пожалуй, во всех полусотне фильмов и сериалов после Сергей Гармаш не сыграл так тонко и точно. Блистательный Лев Дуров – этого Левия Матфея нельзя не запомнить и в этого Левия нельзя не поверить. Небольшая, не "выпяченная" в фильме роль Афрания – но как же хорош Юрий Шерстнев! Есть и неудачи – например, "как всегда" не состоялся Бегемот ни в одном обличье и в их связке, а любимица моего поколения Анастасия Вертинская играет нечто вроде давней своей Офелии, чуть адаптированной к нереальным реалиям "Мастера и Маргриты". Не "сделанных", не сыгранных, не подчиненных режиссерскому замыслу и видению работ нет. О замысле я говорить не хочу: давайте поговорим после премьеры. А вот видение булгаковского мира… Очень последовательно и очень цельно. Здесь нет многозначительных пауз, картинных (не пародийных) жестов, акцентировано-долгих сцен. Все плотно, просто и обыденно. Заглавные герои красивы, но как-то (умышленно, полагаю) "не звездны", воландовская свора "правильно" ужасна, все время на балансе смеха и страха. Возможно, Стеклову в роли Азазелло не хватает внушительности, Филиппенко хорош как Коровьев, но не так блистателен, как у Бортко, играя Азазелло. Охранка, на которую так нажимают в других постановках, ординарна. И сам Воланд, повторюсь, немецкий чёрт, оч-чень интересный, но не "Князь Тьмы", устало возвышающийся над миром. Иешуа Бурляева в первых сценах хорош и человечен, а в финале его уместно не разглядишь. Все сделано, вплоть до выбора скудной натуры на Святой Земле, для того, чтобы вновь и вновь входить, вдумываться в смысл. Во многообразие смыслов. Но, простите, в моем понимании романа – там ведь то же самое. Не преувеличена и не приукрашена реальность (обеих времён), и даже над- или сверх-реальность идёт в том же ключе и только на их столкновении возникает сарказм и гротеск".

"НАШ ФИЛЬМ НЕ УСТАРЕЛ"


Юрий Кара. Фото: М. Львовски

"Я недавно пересматривал фильм и могу сказать, что она к счастью пока не устарела, -говорит Юрий Викторович. – Когда мы снимали в начале 90-х уже была доступна компьютерная графика, но я тогда сознательно не стал ее использовать. Мы снимали именно в стиле романа, учитывая, что он был написан в 30-е годы, и Булгаков оперировал теми чудесами, которые были тогда в ходу. Возможно, картина будет не так эффектно смотреться, но это и к лучшему, потому что на фоне новых технологий это было бы уже и смешно, по сравнению с тем, что творят, например, создатели "Властелина колец" или "Автара". Мы вообще старались очень бережно отнестись к первоисточнику. Видимо, это и подкупило композитора Альфреда Шнитке, согласившегося написать музыку к фильму. Он ведь к тому времени уже полностью ушел из кино в академическую музыку, но когда посмотрел отснятый нами материал, то согласился сотрудничать и, я считаю, написал гениальную музыку. Ее плодов он, как и некоторые снимавшиеся в фильме артисты увы, не увидел. Ну а потрясающая игра великолепных актеров – Ульянова, Гафта, Бурляева, Весника, многих других – останется на все времена и будет настоящим откровением для зрителей. Кстати, у Гармаша, это была первая роль заметная в кино и его публика могла бы открыть намного раньше. Поэта Бездомного он сыграл, по-моему, незабываемо. И Ракова тогда мало кто знал: после Мастера его судьба в кино также могла бы сложиться совсем иначе. В общем, много судеб оказалось подрубленными вместе с этим фильмом, в том числе и моя".