"Дерьмо художника" Пьеро Манцони оказалось гипсовым

12 июня 2007, 16:28
В начале 1960-х итальянский художник Пьеро Манцони раскладывал свои экскременты в консервные банки, запаивал их и выставлял в качестве произведений искусства, которые называл "Merda d'Artista" ("Дерьмо художника"). Вчера выяснилось, что вместо фекалий в банках оказался гипс.

«Merda d'Artista» . Фото с сайта artpool.hu

На банке в собрании галереи Тейт, приобретенной в 2000 году за 22300 фунтов, имеется этикетка "Merda d'Artista" ("Дерьмо художника"), 1961. В каталоге галереи эта работа названа произведением, знаменующем новую веху в искусстве.

Банка из галереи Тейт идет под 4-м номером в партии из 90 банок, созданных Манцони. Считалось, что в каждой банке находится 30 граммов экскрементов художника. В мае этого года на аукционе в Милане банка номер 18 ушла за 124 тысячи евро.

Реклама

Однако Агостино Боналуми – художник, работавший вместе с Манцони, – вчера поделился с миром своими воспоминаниями. Он рассказал, как они втроем – сам Боналуми, Манцони и еще один молодой художник Энрико Кастельяни восстали против традиционного искусства, но обнаружили, что в Милане их идеи никого не интересуют.

"Пьеро сказал: "Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо", – написал Боналуми в Corriere della Sera.

По его словам, вскоре Манцони позвал его и Кастельяни к себе в мастерскую и показал банку с замененной этикеткой, на которой сам Манцони написал "Merda d'Artista".

Реклама

"С тех пор уже десятки лет многие люди спрашивают, а что на самом деле находится в банках. Я могу всех уверить, что в них ничего нет, кроме гипса. Если кто-то хочет проверить, пожалуйста", – говорит Боналуми.

Как-то Манцони выразил надежду на то, что банки когда-нибудь взорвутся, и есть сведения, что примерно половина партии действительно взорвалась. Но никто из владельцев не огласил, что содержалось в банках. Банки, хранящиеся в галерее Тейт, парижском музее Помпиду и Музее современного искусства в Нью-Йорке, целы и невредимы.

Представитель галереи Тейт вчера заявил, что ценность находящейся там банки как произведения искусства не уменьшилась.

Реклама

"Умение заставить зрителя сомневаться и гадать – неотъемлемая часть провокативного юмора, заключенного в этой работе", – сказал он.

В письме к другу незадолго до своей смерти художник писал: "Если коллекционеры действительно хотят получить нечто, имеющее самое непосредственное отношение к интимной жизни художника, то, во что он действительно вложил свою личность, пусть берут собственное дерьмо художника. Оно действительно его, личное".

Inopressa