День работы стюардессой: в небе запрещают селфи с экипажем и ловят пассажиров на краже жилетов

12 июля 2015, 09:00
Рост нужен для багажной пол­ки, а красота — для удачного полета

Стюардесса обязана следить за формой и... формой: тело должно быть ухоженным, а платье выглаженным. Все фото - Анатолий Бойко

Стать стюардессой — мечта почти каждой девушки: мол, работа легкая, бесплатно путешествуешь по всему миру, да еще и деньги хорошие получаешь. Ко Всемирному дню бортпроводника, который отмечается 12 июля, "Сегодня" решила испытать на себе все прелести этой профессии и на один день устроилась бортпроводницей в украинскую авиакомпанию UM Air. Оказалось, задачи стюардесс — не только улыбаться каждому пассажиру на входе в самолет, предлагать прессу и делать кофе. На тебя падает огромная ответственность за безопасность десятков пассажиров, не считая деток на руках. Кроме того, нужно уметь проявлять спокойствие в любой стрессовой ситуации и уметь унять драку в салоне, успокоить буйного или нетрезвого пассажира, суметь оказать первую медицинскую помощь, а это не только пальчик бинтом перевязать, но и, если понадобится, роды принять. Подготовка стюардесс напоминает спецназовскую: их учат даже сажать самолеты на случай, если пилот не может это сделать (например, потерял сознание).

ПЕРЕД ПОЛЕТОМ. Когда начальник службы бортпроводников Елена Голоколосова увидела меня, то сразу сказала: "Невысокая ты для стюардессы". И это при моих 165 сантиметрах! "Это что, модельное агентство?" — думаю. Но оказалось, ноги от ушей у стюардессы должны быть не для того, чтобы мужчины восторгались, а чтобы девушки с легкостью могли дотягиваться до дна верхней багажной полки. "Впрочем, при отличном знании двух иностранных языков и умении легко расположить к себе людей рост отходит на второй план, — успокаивает Елена. — Лучшие шансы стать стюардессой у девушек с высшим образованием в области медицины, управления и психологии. Ко внешности подход строгий: девушек выше 180 см на работу не берем, как и с дефектами речи. Недопустимы татуировки, пирсинг, заметные шрамы, крупные родинки и экстремальный цвет волос".

Реклама

От официанта к стюардессе

Первые специалисты по сопровождению пассажиров в полете появились в Германии в 1928 году. До этого такие обязанности выполнял второй пилот. Изначально в качестве бортпроводников нанимали исключительно мужчин приятной внешности и с хорошими манерами — обычно их выбирали из числа официантов дорогих ресторанов. Идея новой профессии заинтересовала авиакомпании других стран, и в 1930 году медсестра из Сан-Франциско Эллен Черч получила предложение собрать и возглавить первый небольшой отряд женщин-медсестер для работы бортпроводницами в одной из американских авиакомпаний. Так Эллен стала первой в мире стюардессой, а компания достигла больших успехов, сделав правильную ставку на представительниц прекрасного пола. Ведь авиация в те годы была делом не только новым, но и довольно опасным. А присутствие на борту в полете хрупкой миловидной девушки в качестве члена экипажа успокаивало даже самых нервных и боязливых пассажиров. Бортпроводниц тут же начали называть Sky Girls (в переводе с английского — "небесные девушки").

Реклама

На высоте: укрощение газировки, селфи и истерики

Прошло минут десять после взлета, и я раззнакомилась с девочками. Мои коллеги по рейсу были просто красавицами: блондинка Оля, брюнетка Марина, русая милашка Лена. За каждой из нас закрепили место — кресло возле аварийного выхода, на котором стюардессы сидят во время взлета и посадки. Помимо старшего бортпроводника, на борту есть помошница Марина, которая кормит бизнес-класс и летчиков. В эконом-классе еще две стюардессы — Лена и Оля (стюардессы задней кухни). В рейсе в Бейрут я работала с Олей в эконом-классе.

"Предлагая прессу, не буди спящих и всем улы­байся, — объясняет мне Лена. — Протягивай газету только, когда захотят читать, не будь навязчивой". Когда я выходила к пассажирам с прессой, руки у меня дрожали. К счастью, пассажиры этого не заметили или сделали вид. Они, в принципе, были очень приятными, говорили комплименты. Забавно, что один араб спросил по-английски, не армянка ли я. Многие маленькие пассажиры просили сделать с нами селфи, особенно девочки. "С детками фото­графироваться еще можно, а вот со взрослыми — строго запрещено", — объяснили мне коллеги.

Реклама

После газет мы занялись подготовкой напитков. "Все открываем здесь, на кухне", — сказала Оля. "Почему здесь?" — спросила я, открывая бутылку с газировкой. В эту же секунду из бутылки с шипением вылетела струя напитка и окатила меня, оставляя следы на фартуке и руках. — "Вот почему! — засмеялась Оля. — Нет ничего хуже, чем облить газировкой пассажиров!".

Начальник службы сервиса Елена Грубская работает в авиакомпании уже 15 лет, а в авиации — целых 35. Она летает дважды в месяц по выборочным рейсам и осуществляет проверки на маршруте. Ее глаз я боялась больше всего, особенно когда случайно перепутала заказанные пассажирами напитки. Но потом мы разговорились по душам. "Случается всякое, конечно. Как-то после взлета один пассажир стал требовать срочно соединить его с киевским роддомом: "Что значит нет связи? У меня жена рожает! У вас должна быть связь с землей!", — вспоминает она. — Когда мужчина начал рваться в кабину к пилотам, мы пошли на хитрость: дали ему трубку внутреннего телефона, где другая стюардесса в нескольких метрах от него говорила: "С вашей женой все хорошо, ее увезли рожать". Он поверил и успокоился".

Бейрут: Жилеты и скидки

Когда один из пассажиров попросил у меня плед, девочки посоветовали: "Запиши демонстративно номер сидения. А то потом не досчитаешься". Воровство в самолетах — вещь нередкая. "Первым делом после приземления мы проверяем, на месте ли спасжилеты, — говорит Лена. — Их часто крадут, особенно на курортных рейсах. Когда отдыхала в Турции, много раз встречала людей, купающихся в жилетах из самолета", — рассказывает Лена.

Приземление для пассажиров — момент всегда волнительный. Один ребенок начал плакать, кто-то из взрослых перекрестился. Но посадка была мягкой. Аэропорт Рафик Харири в Бейруте назван в честь ливанского политического деятеля, погибшего в результате теракта. Да и сам аэровокзал славится ими, поэтому неудивительно, что кругом охранники с оружием. Покидать территорию самолета нам воспрещалось. У работников штамп о пересечении границы не ставится. "Представьте, если бы нам каждый рейс штамповали паспорт — мы бы меняли их каждый месяц", — говорит Марина.

Марина взяла в руки счетчик — будет считать багаж, который вскоре улетит в Украину. "А вам можно выходить за пределы аэропорта?" — интересуюсь я. "В этой стране можно, а вот, например, в Тегеране, и некоторых других арабских городах — нет, — отвечает она. — Девушкам там даже на 100 метров от самолета можно отходить только в парандже. В этих случаях в команде есть стюард. Но нас могут отправить в командировку на внутренние рейсы какой-то арабской страны — на этот случай у меня даже фото на удостоверение в парандже есть. Такие командировки классные — зарплаты выше".

Прилетели: стихи, визитки и давление

Второе наше приземление было в 20:30 того же дня уже в Борисполе. В окошко самолета пробивался красный закат. В ногах чуствовалась дикая усталость: я привыкла ходить на высоких каблуках, но сегодняшние 4 см подъема страшно утомили. "Это из-за атмосферного давления, — обьясняет Ольга. — Для профилактики стюардессы пользуются антиварикозным кремом. Еще в самолете сухой воздух, поэтому нам нужно пить много воды и увлажнять кожу". К необходимости часами находиться на ногах прибавьте постоянные смены часовых поясов, климата, режима работы и нагрузки на психику — и вы поймете, что быть бортпроводником не так просто.

Экипаж. Каждый раз прощается словами: "Спасибо за рейс!"

По окончании рейса весь экипаж приветствует друг друга словами: "Спасибо за рейс!". Я тоже хочу поблагодарить нашего командира Василия Бербенюка. Возможность заглянуть в кабину пилота у меня есть только на земле — в воздухе это разрешается исключительно старшей стюардессе. Наш командир — пилот с 35-летним стажем. Говорит, что не понимает, как раньше обходились без стюардесс: "Ведь через них мы держим связь с пассажирами".
По дороге из самолета девочки рассказывают, что их закидывают письмами. "Обычно в каждом рейсе минимум один-два парня оставляют визитки, прямо умоляют взять их. А недавно молодой человек мне даже стих сочинил. Весь полет отказывался брать напитки и еду — что-то увлеченно писал. Потом оказалось, что сочинял мне чуть ли не поэму. Лучше б портрет нарисовал, давно хочу", — улыбается Настя.