Священники научат тюремщиков, как быть добрее с зэками

29 августа 2011, 06:49
В церкви говорят, что на зоне многие люди впервые берут в руки Библию

Церковь в зоне. В неволе заключенные приходят молиться в два раза чаще. Фото: А. Яремчук

Священники пойдут по местам не столь отдаленным: на днях руководство украинских тюрем договорилось о сотрудничестве с Украинской православной церковью Московского патриархата. Причем и тюрьмам, и церкви это — не впервой. "Первое соглашение между тюремной службой и УПЦ МП было подписано в ноябре 1999 года, — рассказал "Сегодня" помощник главы Госпенитенциарной службы Игорь Андрушко. — Теперь его просто обновили. Новый пункт в нем — работа православной церкви с персоналом. Священники будут советовать персоналу, как нужно относиться к своим обязанностям и как стать добрее".

На вопрос о том, почему соглашение подписано именно с Московским патриархатом, Андрушко ответил так: "Потому что она (церковь. — Авт.) самая популярная. Число сторонников МП среди осужденных в разы больше тех, кто симпатизирует КП, протестантам или греко-католикам. Но, не исключено, что в дальнейшем будут развиваться документальные отношения с Киевским патриархатом и с греко-католиками. Но и после нынешнего соглашения, священники КП и других конфессий будут иметь право приходить к осужденным. Ничьи права не ущемят и не будет такого, что все храмы перейдут в МП (сейчас на территории тюрем 124 культовых сооружения. — Авт.)". "Еще в царской России священники посещали тюрьмы. Ведь человек должен осознать свой грех и исправиться, переродиться. Работать там, поверьте, сложно. Человек в отчаянии, у бездны на краю. И его надо выслушать", — говорит Василий Анисимов, глава пресс-службы УПЦ.

Реклама

СВЯЩЕННИКИ. "Я сама часто бываю в женской колонии, — рассказывает матушка Серафима, настоятельница Свято-Михайловского женского монастыря (Николаевская область). — Ведем кружки, беседуем. Там у людей просыпаются таланты: женщины великолепно вышивают, мужчины — вырезают по дереву. Многие только в тюрьме впервые берут в руки Библию. И знаете, люди перестраиваются, многие и после освобождения ходят в церковь". Отец Николай Могильный с 1997 года посещает тюрьмы. "Я общаюсь с заключенными Бычанской колонии строгого режима, где содержатся рецидивисты. Прихожу туда раз в неделю — мы говорим с ними о жизни, о семье, о покаянии. Бывает, приходит 5 человек, а иногда и 50. И знаете, там люди в два раза чаще ходят в церковь, чем на свободе. В пятницу я крестил молодого человека, который год готовился к таинству крещения. Некоторые люди просто на глазах перерождаются. Многие и после освобождения продолжают ходить в церковь, обзаводятся семьями. Некоторые даже сами хотят стать священниками, но это запрещено", — рассказал нам священник. Кстати, по его словам, в церквях при колониях все услуги — бесплатные.

УПЦ КП. В тюрьмах служат и священники УПЦ КП. "Раньше у нас с этим проблем не было. Теперь возникают. Скажем, у нас много лет существует храм в Лукьяновском СИЗО. Но сейчас администрация создала такие условия, что заключенные практически не могут туда попасть. Вроде, никто им и не препятствует, но внутренний режим таков, что они туда попасть не могут", — говорит Евстратий Зоря, пресс-секретарь УПЦ КП.

В самом СИЗО это опровергают. "Храм находится на территории жилых помещений, где размещается хозобслуга — около 130 осужденных, отбывающих наказание на хозработах в СИЗО, — говорит Игорь Андрушко. — Они-то и имеют доступ к этому храму. Другие подследственные и подсудимые, согласно закону о раздельном содержании этих категорий лиц, доступа туда лишены. Так было и раньше, никаких новых ограничений мы не вводили".