Сумчанин создал музей имени себя

17 сентября 2008, 18:57
В своей коллекции Александр Сорока хранит бюсты вождей, старинные формы для леденцов и магазины от автоматов.

Александр Сорока, фото О.Ермоленко

Реклама

Сумчанин Александр Сорока создал собственный музей с необычным названием — "Имени меня". Сейчас бизнесмен собрал для него уже больше пяти сотен экспонатов, среди которых старинные утюги, патефоны, бюсты советских вождей и множество других раритетов, за некоторые из которых коллекционеру приходится отдавать кругленькую сумму, а иные он просто находит... на свалке.

Пока необычный музей располагается в офисе Александра Сороки, в самом центре Сум. Собирать экспонаты бизнесмен, директор охранной фирмы, начал уже больше десяти лет назад. Название музея — "Имени меня" — Александр Сорока объясняет просто: "Сначала я хотел увековечить себя. Но потом, поразмыслив, понял, что я не такая уж и величина, чтобы посвятить себе целый музей. Поэтому и решил его назвать "Имени..." — тебя, его, ее. Музей памяти обычных людей".

МУНДИРЫ. Первым экспонатом в коллекции сумчанина была бронзовая статуэтка поэта-революционера Христо Ботева. Тогда соседи по кабинетам предложили Александру Владимировичу статуэтку в качестве молотка: "Но я подумал, что верхней частью статуэтки заколачивать как-то кощунственно, поэтому и бил по гвоздям в основном нижней частью. А потом решил из таких вещиц создавать музей".

Реклама

У входа в офис посетителей встречает настоящий иконостас, а напротив — две вешалки с военными мундирами. "Люди сразу теряются и не могут понять, куда они попали, — шутит Александр Сорока. — Посмотрят направо — магазин одежды, слева — иконы". Колорита еще прибавляет и большой бюст Владимира Ильича Ленина с пилоткой на макушке и медальоном на груди. У каждого из мундиров своя история. "Мундиры эти мне очень дороги как бывшему военному. Среди них много мундиров моих сотрудников, которые в прошлом служили то ли в МВД, то ли в армии. Есть и форма подводников. Иногда мне сотрудники приносят военную форму, которая принадлежала их дедушкам, чтобы память сохранилась", — рассказывает Александр Владимирович. Есть в его коллекции и мундир полковника, бывшего начальника Департамента ГАИ Украины. Имеются в коллекции Александра Сороки также американские, швейцарские, английские шинели. А еще армейская рубашка из Австралии, которую коллекционеру привез кто-то из знакомых.

РАРИТЕТЫ. На полочках, подоконниках и на полу в кабинете стоят старые баяны — некоторые даже с уцелевшими мехами, счеты 20-х годов прошлого века, старинные формы для изготовления леденцов и еще много всякой всячины. На стене висит магазин от автомата "М-16". "Мой сын служил в Израильской армии. И он привез мне оттуда этот магазин в качестве сувенира. Когда я его взял в руки, опешил. Оказалось, что он умудрился провезти его через границу заряженным", — вспоминает Александр Владимирович.

Под потолком в его офисе висит парашют, его Александру Владимировичу принесли "добрые люди". Вышитый гладью портрет Дзержинского бизнесмен нашел на барахолке, когда всю агитационную продукцию советских времен выбрасывали в мусор. А вот ложку из алюминия состоятельный бизнесмен для своей коллекции... украл. "Признаюсь честно, ее я потянул в Ромнах на молокозаводе. Ну представьте, как там все стерильно, ложка из настоящего алюминия. Через пару десятков лет она будет очень интересным музейным экспонатом — таких уже наверняка не останется".

Реклама

Экспонаты в офисе Александра Сороки занимают все свободное пространство, включая не только полки, столы и тумбочки, но и стены и подоконник. "Не знаю даже, как мои сотрудницы умудряются со всех моих экспонатов пыль стирать. А домой нести это нельзя, жена сразу ругаться начинает", — поделился с нами коллекционер.

С ИСТОРИЕЙ. Каждый месяц в музее появляются одна-две вещи. Некоторые экспонаты Александр Сорока покупает сам, некоторые приносят знакомые, соседи и просто сумчане, которые узнают о необычной коллекции. Когда люди хотят оставить в музее "Имени меня" свой экспонат, вместе с вещью они оставляют и свои фото, и аннотацию, в которой написано что-то об истории вещи и ее хозяине. Это требование коллекционера: "Только так можно создать настоящий музей, чтоб история вещей не забывалась, — объясняет Александр Сорока. — Недавно приходил ко мне один мужчина, принес монету старинную, но я его отправил обратно, объяснив, что мне даже такой экспонат без аннотации не интересен. Вот теперь жду его фото и рассказ". Бизнесмен в недалеком будущем планирует утвердить и должность архивариуса в своем штатном расписании, который бы ведал фондом музея.

Лет восемь назад к Александру Сороке пришла молодая девушка, которая хотела продать ему кортик деда. "Я сначала сомневался, ведь кортик — это не сувенир из Африки, а холодное оружие, — вспоминает бизнесмен. — Я ей отказал сначала, а потом девушка рассказала, что у нее на руках грудной ребенок, и денег нет. Времена тогда были сложные. Ну я и согласился, заплатил за него 250 гривен, но у девушки потребовал, чтобы она принесла аннотацию к кортику".