Старикам есть место – "Оскар" заслуженный, но фильм вряд ли шедевр

25 февраля 2008, 15:09
Главной лентой минувшего года стал фильм о кровавой охоте на человека, у которого не сбылась мечта – "синяя птица"

Так случилось, что прямо в ночь вручения "оскаров" мне стукнуло в голову посмотреть новый фильм братьев Коэнов. Выбор был, но как оказалось, таким образом удалось угадать, кто выиграл 80-ю кинопремию. Впечатление неоднозначное — наверняка лента вызовет споры, даже жесткое неприятие со стороны противников обилия убийств на экране: там немало трупов, надо которыми жужжат мухи, а также свежей человеческой крови. Сюжет прост — главный герой, простой сельский мужик, (его играет Ник Нолти) во время охоты на копытных в бескрайних степях Техасщины натыкается на результаты перестрелки наркодельцов — кучу мертвых мексиканцев, полугрузовик с парой тонн героина на борту и чемодан с двумя миллионами баксов ( чемодан набит под завязку). С этой находкой у человека появилась в жизни перспектива, но все обернулось так жестко, что на протяжении всего фильма у него не было достаточно времени даже перепрятать деньги. Решив присвоить деньги, он опрометчиво вернулся на место перестрелки из гуманитарных соображений, чтобы дать выжившему воды. Эта ошибка и стоила ему жизни, но чтобы понять, что он обречен, я два часа провел у экрана как зачарованный... Все это время на нашего удачливого парня охотится хладнокровный убийца (ныне тоже оскароносный Хавьер Бардем) со странным оружием — помповой "убивалкой", стреляющей чем-то смертносным на небольшие расстояния — очевидно гвоздями (из фильма это не удается понять). По следам обоих идет (именно идет, не мчится) полиция (ее олицетворяет Томми Ли Джонс), причем шериф и его напарник особо не усердствуют и их появление на экране любопытно лишь туповатыми диалогами. В конце концов, как бы мы за него не болели, смерть настигает техасцав Мексике, а с ней погибают и все его надежды переселиться из хлипкого домика в шикарные апартаменты и осчастливить свою молодую жену (она тоже не выжила). Как заключительный аккорд, убийца с помпой, который успел до того момент укокошить и своего работодателя, попадает в ДТП, и с разбитой головой и костью, торчащей из поломанной руки, бредет восвояси — возможно, к новым победам. Никакого хэппи-энда, короче. Кстати — время действия очевидно 80-е годы, никто не говорит по мобильным телефонам, все ездят на старых "Фордах", носят джинсы "Левис 501".

В принципе, братья Коэны себе не изменили — вспомнился их блестящий фильм "Фарго" 1996 года, несомненно одна из лучших ролей Тима Рота, в "Старикам здесь не место" присутствует такая же мрачная эстетика и такие же псевдовдумчивые диалоги. Конечно, фильм снят на твердую "пятерку", а вот станет ли он культовым в США или за их пределами — вопрос. Как мне показалось, до культовости "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна этому фильму далеко — авторам не удалось придать истории о найденном и потерянном миллионе какую бы то ни было общественную значимость — если жители Техаса возможно и отождествят свою жизнь с героем, то для остальных зрителей происходящее не более чем классный детектив. Оскар, тем не менее, заслуженный — лента что надо, глаза не оторвешь.