Спецпроект "Ключ к вузу": включайте логику и прислушивайтесь к себе

11 января 2011, 10:38
Рекордсмены по тестированию рассказывают, как добиться высоких результатов.

Из фотоархива А. Вострикова

Тестирование крепко "заякорилось" в нашей системе образования. И не последнюю роль в этом сыграло то, что многие из нас убедились: благодаря ему дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться.

Читайте также Как набрать максимум баллов по тестам

Реклама

Как и в прошлом году, вузам разрешили вводить по 2 профильные дисциплины и повышать по ним проходной балл. Таким правом воспользовались, к примеру, в университете им. Т. Шевченко, КПИ и КНЭУ. Здесь практически по всем специальностям по два профильных предмета. А проходной балл по ним эти вузы повысили от 140 баллов (в КНЭУ) и до 150—170 (в "Шевченко" и КПИ).

Читайте также Ключ к вузу: "Важно не зазубривать"

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" будут рассказывать рекордсмены по тестированию, набравшие по 200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

Реклама

Читайте также Ключ к вузу: главное — системность

АЛЕКСЕЙ ВОСТРИКОВ: "НУЖНО ВКЛЮЧАТЬ ЛОГИКУ"

В прошлом году набрал 600 баллов по трем предметам — украинскому языку и литературе, математике, истории Украины. Сейчас он — студент факультета кибернетики КНУ им. Шевченко. Алексей рассказал, как удалось достичь таких результатов

Реклама

— Алексей, вы готовились к тестам самостоятельно или занимались с репетиторами?

— В основном готовился самостоятельно. Правда, чтобы хорошо подготовиться к тестам по истории Украины, ходил еще на школьные факультативы, где нам рассказывали, на что обратить особое внимание. А вообще, я думаю, каждый абитуриент, если у него нет больших пробелов в знаниях, может самостоятельно подготовиться к тестам. Помощь репетитора оправданна только в тех случаях, когда выпускнику сложно организовать себя.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о вашей подготовке к тестированию по каждому предмету.

— Начну с самого простого для меня в плане подготовки — с украинского языка. Дело в том, что этот предмет я никогда не забрасывал, поэтому мне не потребовалось много времени на подготовку. На нее у меня ушел где-то месяц. Я знал свои слабые места в грамматике, поэтому концентрировался в основном на них. Если говорить о литературе — мне не пришлось читать кучу художественных произведений. Потому что я всегда старался прочитывать все вовремя на протяжении учебы. Когда же оставалось немного времени до тестирования, я только прочел краткое содержание произведений и критику. Советую сделать так всем ребятам, особенно тем, кто не успел прочесть произведения в полном объеме. Чтобы "отшлифовать" свои знания, я купил себе справочник по украинскому языку и литературе, где давались различные проверочные тесты.

— А как готовились к тестам по математике?

— К ней мне готовиться особо не пришлось: я неоднократный призер областных и всеукраинских олимпиад. Да и лицей, где я учился, — технического профиля, так что математике там уделяли особое внимание. Только вечером перед тестом я просмотрел несколько вариантов проверочных заданий.

— Складывается впечатление, что вы практически к тестам не готовились.

— Нет, это не так. За полгода до тестирования я понял, что моих знаний недостаточно, чтобы сдать историю хорошо. Пришлось наверстывать упущенное. Во многом мне помогали школьные факультативы. А в последний месяц перед тестами я занимался по 5—6 часов в день. Чтобы заполнить все пробелы в знаниях, я взял в библиотеке школьные учебники по истории с 7-го по 11-й классы и приобрел парочку учебных пособий, где вся информация подается кратко в виде основных тезисов. Сначала я штудировал тему в учебнике, чтобы иметь общее представление о том или ином историческом факте, процессе или явлении. Затем закреплял полученные знания, опираясь на тезисы, которые выделялись в учебных пособиях. Еще я купил себе книжки с различными схемами и таблицами — чтобы систематизировать материал и чтобы не было каши в голове. Не обошлась моя подготовка и без работы с историческими атласами и картами. Ведь такие задания очень любят давать составители тестов. Поэтому после изучения той или иной темы я сразу проходил ее же в атласе.

— Как вам удавалось запоминать такой большой объем информации? Наверняка у вас есть какие-то свои рецепты запоминания?

— Особых рецептов нет. Самое главное, что я вынес для себя: стараясь запомнить информацию, нужно включать логику. Пытаться логически осмыслить новый материал, установить причинно-следственные связи между смысловыми блоками информации. Этот принцип хорош для математики или физики, где приходится учить очень много сложных формул. Я лично никогда не заучивал их. Чтобы формула осталась в памяти навсегда, нужно хотя бы один раз вывести ее самостоятельно. Конечно, бывало такое, что информация вообще не лезла мне в голову. Тогда я делал так: брал листок бумаги, на котором писал все, что помню. Затем сверялся с учебником. Проверял, что не сошлось, где допустил ошибку, а что вообще упустил. На следующий день я снова делал то же самое. Так я делал до тех пор, пока пробелов и ошибок вообще не оставалось.

— Как вы распределяли время на подготовку к тестам и время на отдых?

— Я просто прислушался к своему организму. Для меня наиболее продуктивное время для учебы — это утро, вечер и первые ночные часы. Днем я как сонная муха, поэтому я отдыхал. А вообще мой план подготовки был таков: за сутки я должен был закрепить выученный за день до того материал, затем прочесть новый кусок информации, а потом — обязательно заглянуть на пару страниц вперед, чтобы знать, что меня ждет завтра. Чтобы сразу правильно рассчитать время.

— Судя по вашим ответам, на тестах чудо не свершилось. Вы всегда хорошо учились. Что вас стимулировало грызть гранит науки?

— Затрудняюсь ответить. Я никогда не воспринимал учебу как гранит, который нужно грызть. Мне всегда училось — легко и с удовольствием. И в олимпиадах по физике и математике начал участвовать только потому, что мне это интересно. Потом я уже оценил, что благодаря этому участию стал лучше организовывать себя, научился активизировать в нужный момент максимальные ресурсы организма. И только в старшей школе ко мне пришло понимание, что от моей успеваемости напрямую зависит мой успех в будущем.

— Как вы считаете: повлияло ли то, в какой школе вы учились, на вашу успеваемость?

— Несомненно. В 8-м классе я перешел в технический лицей. Там были очень сильные педагоги. Причем многие из них были молодые. Они старались на своих уроках использовать современные методики преподавания. Ну и, конечно же, я благодарен учителям старой закалки. Вот эта "смесь" опыта и новаторства — все, что я перенимал от своих учителей, очень помогала мне во многих ситуациях, связанных с учебой и, в частности, с подготовкой к тестам. Еще важен "дух учебного заведения". У моих "коллег" был хороший уровень подготовки, поэтому приходилось держать себя в тонусе.

— Помимо учебы, у вас было еще время на какие-то увлечения?

— Я всегда находил время, чтобы заняться любимым делом: никогда не делал уроки до изнеможения. Я любил и люблю читать научную фантастику. Также в школе я был игроком команды "Что? Где? Когда?".

— Когда вы поняли, на какую специальность хотели бы поступать? В каком вузе учиться?

— То, что направление точно будет техническим, стало ясно еще в школе. А конкретики со специальностью не было до самой вступительной кампании: тянуло на многие. Но в итоге выбрал прикладную математику. Если говорить о вузе, то вначале отнес документы в вузы поближе к дому: мариупольский Приазовский государственный техуниверситет и в Донецкий национальный университет. А потом решил рискнуть и попробовать силы в "Шевченко", куда в итоге и поступил.

"Я НАУЧИЛА СЫНА НЕ ВОСПРИНИМАТЬ УЧЕБУ КАК НАГРУЗКУ"

Марина Вострикова, мать Алексея, медработник:

"Я начала заниматься с Лешей, когда ему было 6 месяцев. Именно тогда я прочла ему первую книжку. До 3-х лет мы играючи выучили все буквы алфавита, и в этом возрасте он уже начал читать. Почему я так рано начала заниматься с ним? Дело в том, что в таком юном возрасте дети не воспринимают процесс обучения как нагрузку, в отличие от пяти- или шестилеток. Для них это просто какая-то новая интересная деятельность, точно такая же, как рассматривание книжки с картинками.

Я старалась также, чтобы сын развивался всесторонне. Он много раскрашивал, лепил из пластилина, собирал конструкторы — все это очень развивает мышление. Плюс к тому мы постоянно учили какие-то детские стишки на память. А как только мой сын научился читать и в итоге перечитал все сказки, то я начала осторожно "подсовывать" ему другую литературу, чтобы и дальше развивать в нем тягу ко всему новому. При этом никогда не делала это с напором. Мой сын познавал все исключительно в форме игры. И сейчас и я, и он уверены, что именно такой подход помог ему воспринимать учебу не как нагрузку, а как увлекательный процесс.

БЕЗ ПЕРЕБОРА. Кстати, до школы Леша научился только читать. Писать я его не учила принципиально, потому что знала: если ребенок слишком хорошо подготовлен к школе, то ему там станет просто неинтересно. Чему я еще учила своего сына? Учила учиться. Очень часто, когда Леша прочитывал что-то в детстве, мы с ним это обсуждали. Таким образом, еще будучи совсем маленьким он потихоньку учился ориентироваться и работать с новой информацией, извлекать из нее самое главное. Поэтому к первому классу он уже был готов воспринимать информацию. Также я учила Лешу рационально использовать школьный урок. То есть брать от него как можно больше информации: максимально концентрировать внимание, задавать вопросы, если что-то непонятно, чтобы дома не приходилось слишком долго сидеть за учебниками. Поэтому зачастую Леше хватало времени на уроке, чтобы усвоить материал. Не было такого, чтобы он допоздна делал уроки. У него всегда было свободное время.

НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛА УРОКИ. Мое глубокое убеждение — у ребенка не будет в жизни успеха, если он будет ждать родителей с работы, чтобы делать с ними уроки. Многие дети пишут сначала домашнее задание на черновике, а потом ждут родителей, которые все проверят и исправят. Ну а затем он перепишет все в чистовик. Постоянно надеясь на родителей, зная, что они, если что, все исправят, ребенок даже не будет напрягаться и стараться сделать все изначально хорошо. Конечно, хоть я и не сидела с ним над уроками, но в начальной школе я контролировала все, что он делает. Могла, когда он спит, заглянуть в тетрадь, чтобы, если что, ненавязчиво потом предложить свою помощь.

ПРОСИЛА УЧИТЕЛЕЙ НЕ ПЕРЕХВАЛИВАТЬ. Успехи в учебе у моего сына были с первого класса. Никогда не было каких-то резких скачков в успеваемости, не было плохих оценок. Тем более, я никогда не требовала от него хороших оценок. У него не было страха не получить наивысший балл, он мог полностью сосредоточиться на процессе обучения. Возможно, с этим и связан его успех. Я даже просила учителей не перехваливать его перед другими учениками и перед их родителями. Я воспитывала в нем отношение к отличной учебе как к обычному труду: сколько усилий вложил — столько и получил.

Конечно же, на Лешин успех очень повлиял технический лицей. Здесь работали сильные педагоги. Да и уровень детей был намного выше, чем в обычной школе, что позволяло учителям давать больший объем информации".

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Екатерина Гольцберг, семейный психолог:

"Успеваемость ученика в школе зависит не только от способностей ребенка (это где-то 50% успеха), но и от вовлеченности учителя в процесс обучения (остальные 50% успеха). В роли учителя может выступать как непосредственно школьный педагог, так и родители ученика. В Лешиной ситуации видно, как в процесс его обучения были вовлечены обе стороны. С одной стороны, учебой мальчика интересовалась его мама. Она не делала упор на оценках (и это правильно), а концентрировала все свои усилия на процессе обучения. Ее интерес к учебе сына стимулировал его учиться хорошо и любить учебу. Это происходит у всех детей. С другой — также Леше повезло с учителями, они поддерживали его интерес к знаниям и ему все время было интересно познавать все новое. Это немалая заслуга школы.

Также, думаю, что на успех Леши положительно повлиял его богатый опыт участия в олимпиадах. По сути, олимпиада — это конкурс детей. А далеко не все дети могут на психологическом уровне участвовать в конкурсе, и уж тем более получать от этого удовольствие. Леша — редкий случай. К тому же участие в олимпиадах помогло ему на самом тестировании избавиться боязни формата соревнований.

Вообще, чтобы ребенок был успешным в учебе родителям нужно придерживаться несколько правил:

Быть неравнодушным к учебе своего чада. После контрольной работы нужно задавать вопрос не "Что ты получил?", а "Расскажи, как все произошло?".

Чтобы стимулировать интерес ребенка к учебе, не платите ему деньги за хорошую учебу. Они нивелируют здоровую тягу к знаниям. Если родители хотят, чтобы ребенок больше времени проводил с книгой, то им тоже стоит заняться своим развитием. Подать пример.

Если ребенок принес плохую оценку, то ни в коем случае не нужно ругать его за нее. Нужно спросить у него: "Чем мы можем помочь тебе?". Решать проблему нужно только совместными усилиями. К примеру, если у ученика проблемы с математикой, то, возможно, нужно найти ему репетитора. Но ни в коем случае не нужно самим делать за него задания, либо давать кому-то, чтобы их решили. Будет абсолютно противоположный эффект (ведь они освобождают ребенка от трудностей): ученик не привыкнет решат проблемы с помощью собственных усилий".