Спецпроект "Ключ к вузу": "Ловят на исключениях из правил"

22 марта 2011, 10:18
Рекордсмены по тестированию рассказывают, как добиться высоких результатов.

Светлана набрала 600 баллов по украинскому языку и литературе, математике и биологии. Из фотоархива С. Паращак

Сегодня благодаря тестированию дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться: как и в прошлом году, вузы могут повышать проходной балл по своим профильным предметам. Так, в университете им. Т. Шевченко, КПИ и КНЭУ проходной балл с 124 баллов подняли до 140—170.

Читайте также: Спецпроект "Ключ к вузу": делайте конспекты и проходите пробное тестирование

Реклама

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" рассказывают те, кто набрал по 200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

Читайте также Спецпроект "Ключ к вузу": включайте логику и прислушивайтесь к себе

"К ТЕСТАМ Я ГОТОВИЛАСЬ ТОЛЬКО ПО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКАМ"

Реклама

Сегодня о своем ключе к вузу рассказывает Светлана Паращак — студентка Львовского национального медуниверситета, которая в прошлом году набрала 600 баллов по украинскому языку и литературе, математике и биологии.

— Света, для начала расскажите, пожалуйста, как вы готовились к тестированию?

— Мне очень помогли занятия с репетиторами по украинскому языку, литературе и математике (по биологии я занималась с мамой, которая преподает в школе этот предмет). На них мне удалось разложить все по полочкам, чтобы в голове не было путаницы. К тому же благодаря занятиям с репетитором я могла лучше организовать свое время на подготовку к тестированию. Ведь с собой всегда можно договориться чего-то не делать. На занятиях мы в основном уделяли внимание моим слабым местам. Например, мне не очень хорошо удавались сочинения, и репетитор часто давала мне писать их на дом. Кстати, в сочинениях нужно приводить не только примеры из литературы, но и истории из собственной жизни. Поэтому не помешает заранее придумать несколько примеров по разным жизненным вопросам. А при подготовке непосредственно к тестовым задания по украинскому языку советую особое внимание уделять исключениям из правил: именно на них чаще всего ловят выпускников.

Реклама

— А как к литературе готовились?

— Позапрошлым летом и на протяжении 1-го семестра в школе я перечитала все школьные произведения, которые нужны были для сдачи ВНО. Советую так сделать всем, потому что поэзия и небольшие произведения легко забываются. Также я прочла критику художественных произведений, чтобы лучше понять идею автора. Дам еще один совет: читая произведения, предпочтительно акцентируйте внимание не столько на сюжете (фабула все равно так или иначе запомнится), а на описании героев (какие слова подбирает писатель, описывая их), на отношении автора к ним, на те проблемы, которые он подымает, — то есть нужно проникать в глубь текста. Зачем? Это поможет не только ответить на нужные вопросы в тесте, но и хорошо написать сочинение, лучше аргументировать свои мысли и привести нужный пример из литературы. Кстати, не помешало бы подучить наизусть и поэзию, что я и сделала.

— По математике все формулы также знали наизусть?

— Репетитор не заставлял меня заучивать формулу, а говорил, как ее можно вывести. Такие знания спасают во время тестов, когда конкретные формулы очень легко забываются.

— А как другую информацию запоминали?

— У меня есть три способа. Первый — читаю 2—3 раза материал, потом устно или про себя его пересказываю. Сразу становится ясно, где есть пробелы и что еще раз нужно выучить или повторить. Второй — пишу конспекты. С одной стороны, это отнимает определенный кусок времени. Но, с другой, — это очень полезное занятие: конспектируя материал, еще раз его повторяешь и отделяешь основное от второстепенного. Третий способ — выделять информацию в процессе чтения или написания конспекта разноцветными маркерами. Например, все исключения из правил я "закрашивала" красным цветом.

— Какой литературой вы бы посоветовали пользоваться при подготовке к ВНО?

— Лучший помощник — школьный учебник. Однозначно. Готовясь к ВНО, я использовала только его. Да и на тестах я не встретила ничего, что бы выходило за рамки школьной программы. Разве что можно купить себе небольшие пособия с разными вариантами пробных тестов.

— Света, занимались вы, мягко говоря, очень много. Как вы отдыхали?

— Да, нагрузка действительно была большая: я ходила на дополнительные занятия 5 раз в неделю. Кстати, до 11 класса я занималась английским с репетитором, ходила на танцы, в музшколу, занималась также плаванием. Конечно, в 11 классе многое пришлось отложить, потому что были другие приоритеты. Но у меня не было ощущения, что я провожу 24 часа в сутки за учебниками, потому что старалась всю нагрузку перенести на будни, чтобы не растягивать уроки на выходные. Лучше потрудиться с понедельника по пятницу, а субботу и воскресенье посвятить отдыху. Это, как по мне, оптимальный вариант.

"ОЦЕНКА — НЕ САМОЦЕЛЬ, ВАЖНЕЕ ЗНАНИЯ"

Лада Паращак, мама Светланы, учительница химии и биологии:

"Дочка научилась читать — в 3 года, а писать в 5 лет. При этом я не боялась, что ей будет скучно в школе. Все знания позволили Свете чувствовать себя уверенно среди одноклассников, и она хорошо училась с 1-го класса. Конечно же, у нее бывали трудности с учебой. Например, ей не очень давались гуманитарные науки. Но если она приносила невысокую оценку, то я не делала из этого проблему. Объясняла ей, что оценка — не самоцель. Важнее знания"