Спецпроект "Ключ к вузу": делайте конспекты и проходите пробное тестирование

8 февраля 2011, 12:19
Рекордсмены по тестированию рассказывают, как добиться высоких результатов.

Юля набрала на тестировании 795 баллов. Из фотоархива Ю. Барановой

Тестирование крепко "заякорилось" в нашей системе образования. И не последнюю роль в этом сыграло то, что многие из нас убедились: благодаря ему дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться. Как и в прошлом году, вузам разрешили вводить по 2 профильные дисциплины и повышать по ним проходной балл. Таким правом воспользовались, к примеру, в университете им. Т. Шевченко, КПИ и КНЭУ. Здесь практически по всем специальностям — по два профильных предмета. А проходной балл по ним эти вузы повысили от 140 баллов (в КНЭУ) и до 150—170 (в "Шевченко" и КПИ).

Читайте также Спецпроект "Ключ к вузу": включайте логику и прислушивайтесь к себе

Реклама

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" рассказывают рекордсмены по тестированию, набравшие по 200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

Читайте также: Как набрать максимум баллов по тестам

ЮЛИЯ БАРАНОВА: "СЛОЖНЕЕ ВСЕГО АНГЛИЙСКИЙ"

Реклама

В прошлом году набрала 795 баллов по украинскому языку и литературе, математике, географии и английскому. Сейчас учится в КИМО. Юлия рассказала, как достигла таких результатов.

— Юля, как вам удалось так хорошо подготовиться к тестам?

— Вы знаете, мне очень повезло с учителями. Я с 9-го класса училась в Украинском гуманитарном лицее, и там давали на уроках столько информации, что, за исключением английского, мне не пришлось идти ни на подготовительные курсы, ни к репетитору. Еще важно то, что мы много практиковались. Например, на уроках украинского языка часто писали сочинения. Повезло и в том, что наши учителя принимали участие в проверке сочинений на тестировании, поэтому подсказывали нам, что и как лучше написать, чтобы получить за него более высокий балл. Ну и, конечно, ходила на все дополнительные консультации по основным предметам тестирования.

Реклама

— Не каждый школьник может похвастаться такой поддержкой школьных учителей. Но почему же тогда по английскому языку вы решили обратиться к репетитору?

— У меня были проблемы с лексикой. Из-за отсутствия хорошей языковой практики многие слова забылись. Нужно было "оживить" словарь. Поэтому на занятиях с репетитором мы много работали с различными тематическими текстами (отрывки из рассказов, энциклопедические тексты и т. д.). Еще репетитор учила меня понимать смысл предложения, даже не зная точного перевода незнакомых слов, но улавливая их значение из контекста. Именно эти знания и умения очень важны на тестах. Советую всем поднажать именно на лексику. Кстати, на тестах английский был самым сложным предметом для меня, и я набрала по нему не 200, а 195 баллов.

— Юлия, хорошие учителя — это только 50% успеха. Еще половина — самостоятельная работа ученика. Есть ли какие-то секреты успешной подготовки к ВНО в домашних условиях?

— Секрет прост — просто садишься и учишь. Интенсивно готовиться я начала где-то за месяц до тестирования. Например, по украинскому языку и литературе я прочитала все художественные книжки по программе ВНО и хорошенько "проштудировала" школьную программу. Да лучше не ограничиваться только программой тестов. Ведь многие произведения связаны идейно. А углубленное чтение поможет иметь более широкий взгляд на какое-то явление или проблему, сделать более основательные выводы — все это очень пригодится при написании сочинения на тестах. Еще один момент — поэзия. Я знала наизусть все те стихотворения, которые нам нужно было сдавать в школе. Такие знания тоже пригодились. К примеру, я могла дословно процитировать в своем сочинении отрывок из поэзии, чтобы подтвердить свою мысль. Такую способность абитуриента очень ценят проверяющие.

Насчет источников информации, то с головой хватает специальных пособий по подготовке к ВНО. Если основательно пройти всю программу по этим учебникам, то на тестах проблем возникнуть не должно. У меня была даже небольшая "библиотека" таких пособий. Но лучше всего, конечно же, найти варианты пробного тестирования. Прохождение пробного тестирования даст возможность привыкнуть к формату тестов.

— А что с остальными предметами — математикой и географией?

— Сдать хорошо математику мне помог лицей и способность к точным наукам. Еще я неоднократная победительница конкурса МАН по экономике на районном, городском, а в 11-м классе и на всеукраинском этапе конкурса (2-ое место). А предмет, по которому все экономики-"мановцы" пишут контрольные роботы, как раз математика. Подготовка к этим контрольным была еще одной возможностью повторить необходимый материал. Ну а подготовиться к тесту по географии мне помогли различные пособия, где все изложено в таблицах и схемах.

— Кстати, о способах запоминания информации…

— Читая учебники, подчеркивала главную информацию. Также делала конспект того, что выучила: прописывая информацию, лучше ее запоминаешь.

— Вы окончили школу с серебряной медалью. А что стимулировало вас хорошо учиться в школе?

— Мне нравилось учиться и многое у меня получалось. Конечно, немаловажным стимулом было поступление в престижный вуз. К тому же в лицее присутствовал дух здоровой конкуренции, что не позволяло расслабиться.

"НУЖНО БЫТЬ В ДИАЛОГЕ С РЕБЕНКОМ"

Людмила Баранова, мать Юлии Барановой, инженер:

"До школы Юля научилась только читать. Вообще я не старалась довести ее навыки до совершенства, чтобы дочке было интересно учиться в школе. Также нам повезло с первой учительницей. Эта женщина сумела сохранить тягу первоклашек к новым знаниям и развила в них желание здоровой конкуренции. Поэтому дочка хорошо училась с 1-го класса, и у нее не было резких скачков успеваемости. Хотя я никогда и не настаивала, чтобы она была отличницей, лучшей во всем. Я говорила Юле, что главное — развитие в тех предметах, которые больше всего нравятся. Еще я считаю, что нужно быть партнером своему ребенку, быть в диалоге с ним. Даже если я, как мама, хотела что-то "приказать" дочери, то всегда пыталась выложить перед ней все свои аргументы, чтобы она поняла, почему я так поступаю".

КОММЕНТАРИЙ

Наталья Дмитришена, семейный психолог, детский психотерапевт:

"Юля — это пример зрелой учебной мотивации: когда ребенка не нужно заставлять учиться, он знает, зачем ему это нужно. К тому же, ей с самого детства повезло с "окружением" — мама-партнер (были доверительные отношения между ребенком и родителями), хорошие педагоги и одноклассники-"конкуренты" (был стимул развиваться). Ну и, наконец, победы в конкурсе МАН добавили Юле уверенность в себе и своих силах.

Чтобы посоветовала родителям, которые хотят, чтобы их дети были успешными в учебе? Итак:

1. Настраивая своих детей на успех в учебе, не забывайте при этом подготовить их к трудностям и разочарованиям. Ведь многие дети, стараясь оправдать надежды родителей, "ломаются", когда у них что-то не получается.

2. Не всегда причина плохих оценок — реальные "пробелы" в знаниях. В силу возраста могут быть и другие причины (например, первая любовь у подростка). Покажите, что вы серьезно относитесь к его проблемам и готовы помочь.

3. Если ребенок-абитуриент вообще не знает, куда хочет поступить после 11-го класса, то не старайтесь навязать ему свой выбор. Ведь последствия могут быть самые разные, вплоть до исключения из вуза. Поэтому нет ничего страшного, если он сделает перерыв на год (такая практика распространена в странах Европы). В это время пусть походит на специализированные тренинги, мастер-классы, поработает, чтобы определиться с будущей профессией".