Современная золушка без чудес и принцев

22 сентября 2008, 18:39
Харьковский дизайнер Маша Лосева одевала Скрипку, "Гринджолов" и "долгоносиков".

Маша Лосева, фото А.Пайсова

Вписать Машу Лосеву в какие-то рамки или определения сложно. Бизнесвумен, арт-персона, дизайнер, кутюрье, музыкант, аналитик и даже психолог моды – это далеко не все ее занятия. Сама Маша считает себя дизайнером-концептуалистом. И — художником в широком смысле этого слова. В ее фирменном изобретении — "джинсовых вышиванках", известных в Украине и за рубежом — ходят известные лица политического и культурного бомонда: бывший мэр Харькова Владимир Шумилкин, музыканты Олег Скрипка и Сашко Положинский, "ТНМК", шоумэн "Довгоносик" Виктор Андриенко. К ней обращаются как к известному эксперту в мире джинсовой — и не только — моды.

А еще Маша Лосева — это настоящая "коробочка с сюрпризом". На вопрос "Что нового?" ее ответ каждый раз бывает неожиданным. Например, в этот раз она удивила "Сегодня" новыми картинами, которые Маша показала в своей харьковской квартире. Рисовать, по ее словам, она начала недавно, около полугода тому назад: сначала было масло, акварель, сейчас она работает с пастелью. Картины — абстрактные и ассоциативные, их названия говорят за себя: "Размышление", "Путь", "Наркотики. Зависимость" (Маша объясняет, что рассматривает наркотики как одно из проявлений видов зависимости, хотя сама их никогда не употребляла). "А эта картина называется "Зло". Меня очень расстроили одни люди, и была серьезная борьба добра и зла, связанная с творчеством и инвестициями в него, непониманием двух миров. Я была очень зла, но отстояла все, что хотела!" — смеется Маша. Пока эти картины будут украшать интерьеры друзей, о выставках художница еще не думает, считает, что рано.

Реклама

Помимо рисования Маша занимается музыкой и вокалом, в этой же комнате стоит пианино, на партитуре раскрыты ноты для занятий по сольфеджио. Недавно на одной из арт-презентаций Маша выступила перед публикой как певица этно-стиля. Поразил не столько ее хороший голос и артистизм, сколько профессиональный уровень исполнения. "Я закончила "музыкалку", — поясняет художница-певица. — И уже несколько лет усиленно занимаюсь вокалом. Вообще я ничего не начинаю делать, пока у меня недостаточный "фундамент".

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ". История жизни Маши поражает не меньше, чем ее творчество. Она вспоминает, как в 1991 году сразу после окончания школы родители привезли ее из маленького поселка под Днепропетровском поступать в Харьковский институт культуры — оставили на лавочке возле Бурсацкого спуска, "помахали ручкой" и уехали. Без копейки денег, без знакомых, даже без паспорта, поскольку ей еще не было 16 лет, с одной золотой медалью и желанием учиться и жить девушка поступила в институт, на специальность "Режиссура массовых праздников" — и одновременно устроилась на базар, чтобы заработать, в прямом смысле слова, на кусок хлеба. "С 6 до 11 стояла на рынке, опаздывала на вторую пару и совершенно уставшая, сонная, голодная ставила постановки Шукшина. Потом были всякие "приключения", мы ездили за какими-то сумками в Севастополь нелегально. Было одинокое, голодное, сиротливое детство".

АВТОР. Уже через два года, самостоятельно скопив начальный капитал, Маша Лосева открыла первый в Харькове магазин "Сити Джинс" на Полтавском Шляхе. И вскоре второй — "Классик Джинс". Потом было замужество, в 1999 у нее родился сын, и одновременно в "нагрузку" к своим магазинам ей пришлось взять на себя бизнес мужа, который полностью ушел в науку. Вспоминая об этом периоде Марина говорит, что это была нагрузка, "эмоционально несовместимая с жизнью", до сих пор она не понимает, как выжила. "Потом я дошла до такого момента, когда ночью просыпаюсь и понимаю, что меня нет. Такое жуткое ощущение — что вместо меня пустая оболочка. Я поняла, что больше не имею права не заниматься творчеством". Маша стала брать уроки музыки. Идея создания авторских джинсов пришла к ней позже. Вместе с мужем и сыном она поехала в Москву, где вдруг почувствовала, что это не ее "родина и культура", а прожив год в Штатах и тесно пообщавшись с украинской диаспорой, Маша осознала, что надо возвращаться и делать свою одежду: "Меня просто осенило с вышитой "джинсой"!" — рассказывает дизайнер. По возвращении вместе со своей студией Маша начала новый бизнес практически с нуля. Уже в 2005 году на "Евровидении" группа "Гринджоли" выступала в ее джинсовой одежде. Ее работы хорошо зарекомендовали себя на Западе.

Реклама

НЕ ДЛЯ КАЖДОГО. Вспоминая о своих жизненных испытаниях, Маша говорит, что такой путь вряд ли подходит для воспитания каждой личности. "Я думаю, что чрезмерная опека может ребенка затормозить. Но то, как я жила — это достаточно рискованно. Выжил — не выжил. И всю жизнь выживать — это неправильно". Что касается эмоциональных трудностей, то она относится к ним философски: "Я склонна к жутким перепадам настроения, но это мой путеводитель. Потому что, если я что-то недоделываю или делаю не так, мне очень плохо становится, невыносимо. Буквально кроет. Это для меня — как сигнал, указатель; будто идешь дорогой, а она темная. Лбом ударился — ой, значит, не туда. Значит, надо в другом направлении идти".

СВАДЕБНЫЕ ПЛАТЬЯ — ДЖИНСОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ
Перед тем, как придумать свои "этно-джинсы" в 2003 году, Маша около четырех лет изучала историю моды, субкультур и стрит-стайла. Параллельно научилась разбираться в маркетинге и бизнесе. Сегодня Маша готова поделиться своими наработками с начинающими дизайнерами, художниками, теоретиками моды и другими творческими людьми. Она написала курс лекций, где рассматривает историю возникновения субкультур: рейверы, эмо, хиппи, киберпанки, рокеры — всего около четырех десятков направлений. Эти лекции она собирается вскоре прочесть в одной из художественных галерей города.

Не так давно Маша выполнила заказ для зарубежной компании — создала новый бренд джинсовой одежды "под ключ", от написания концепции до пошива коллекции. Но этим ее поиски новых занятий не ограничиваются, она продолжает эксперименты в очень разных областях. "Творчество — это не удовольствие, а критичная жизненная необходимость, — говорит она. — Удовольствие — это когда сидишь, кино смотришь и крючком шапочку вяжешь. А творчество — на уровне потребности жизни".

Реклама

В дизайне одежды Маша также не стоит на месте. Ее студия разработала новые трикотажные "вышиванки" с капюшонами, есть модели авторской теплой одежды и пуховиков. А недавно художница создала новые альтернативные свадебные платья — джинсовые и спортивные. То-то удивятся в ЗАГСах! "Я пересмотрела институт брака. Государство взяло на себя функции создания семьи, и это, по-моему, неправильно — тоже мне морализатор, государство! Поэтому и платья такие — нетрадиционные, необычные", — рассказывает Маша, которая не торопится ставить официальные штампы в своей сегодняшней личной жизни.

Василиса Егорова