Управа. В XIX в. здесь работал городской голова и гласные
В конце октября перед жителями Днепропетровска встанет перспектива очередного выбора — кому на этот раз предоставить право решать городские проблемы и заботиться о Днепре. За 19 лет независимости Украины наш город знал только троих мэров, а в период с 1991 по 1993 годы мэрское кресло и вовсе пустовало — всеми насущными вопросами заправлял глава горсовета тех лет Валерий Пустовойтенко.
Первого градоначальника нового периода — Виктора Меркушова — по старой привычке выбирали еще сами депутаты горсовета. А вот следующие мэры — Николай Швец и Иван Куличенко — уже были избраны народным голосованием. Причем, каждого из них люди видели своим "рулевым" по два раза. Такая преданность горожан своим лидерам замечена историками еще с екатеринославских времен, когда, однажды посадив человека в кресло городского головы, его выбирали вновь и вновь. Правда, в то время правом избирателя могли пользоваться отнюдь не все. "Возможность выбирать градоначальника или быть избранным на этот пост имели всего лишь полпроцента екатеринославцев, да и те ходили на выборы очень плохо. Например, если голосовать могли человек 500, то реально голосовала лишь половина. Вот эти-то 250 человек и решали судьбу всего города", — рассказала нам сотрудник Днепропетровского национального исторического музея Валентина Лазебник.
"Сегодня" решила вспомнить историю нашего города и проанализировать, чем Екатеринослав-Днепропетровск обязан многочисленным градоначальникам, стоявшим у его руля.
ПЕРВЫЙ МЭР ИМЕЛ ТРАКТИР
СДЕЛАЛ ГОРОД МИЛЛИОНЕРОМ
Коммерческое училище. Сейчас здесь заседает облсовет
Купцу Александру Толстикову, городскому голове Екатеринослава в 1889 и 1901 годах, больше всего должны быть благодарны современные народные избранники. Депутаты облсовета сейчас заседают в здании бывшего коммерческого училища, построенного Толстиковым. Но в историю города этот деятель вошел еще тем, что именно в период его работы бюджет Екатеринослава возрос в три раза. Если в 1900-м году он составлял 692 тыс. рублей, то всего за два года он вырос до двух миллионов. Екатеринослав стремительно ворвался в семерку городов России, чей бюджет составлял от одного до восьми миллионов рублей (всего же в империи насчитывалось порядка 700 городов).
ГЛАВА "НОВОЙ АМЕРИКИ" УШЕЛ В ОТСТАВКУ ИЗ-ЗА ТРАМВАЯ
С 1891 по 1901 гг., градом Екатерины руководил Иван Греков. При нем построили электростанцию и Екатерининский проспект (ныне К. Маркса) стал освещаться с помощью электричества. В Екатеринославе появился первый телефон, а затем запустили трамвай. К слову, из-за него-то Греков позже и покинул пост градоначальника. "Его обвинили в якобы полученной взятке в 50 тысяч рублей от общества по постройке электрического трамвая. Но это была не взятка, а залоговые деньги, полученные управой по договору между городом и обществом о строительстве трамвая. Из-за оговора Греков заболел и ушел в отставку", — рассказала историк.
Первый трамвай. Новый транспорт город обрел при Грекове
В МЭРЫ ШЛИ БОГАЧИ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ
В XIX веке мэрская каденция длилась меньше, чем сейчас: 3—4 года. Но при этом градоначальники если уж взбирались "на трон", то держались за него десятилетиями. Рекордсменами в этом стали два градоначальника-тезки: Иван Колесников и Иван Ловягин. Первый городским головой избирался пять раз, а второй — семь. "Объяснение этому простое: многие гласные (депутаты) отказывались принимать должность головы. Они были, как правило, купеческого или мещанского сословия. То есть это были люди, которые вынуждены были зарабатывать себе хлеб насущный каждый день, а работа в думе была общественная и бесплатная. Она их отрывала от лавок и мастерских. Поэтому в должность градоначальника вступали купцы, у которых был большой денежный оборот, которые могли содержать приказчиков, занимающихся их хозяйством. Они имели свободное время и соглашались на должность головы Екатеринослава. По-видимому, Колесникову и Ловягину просто предлагали оставаться в должности, и они не отказывались", — считает Валентина Лазебник.
Успенская церковь. Подарок Ивана Колесникова
Колесников правил 16 лет — с 1812 по 1828 годы. Запомнился тем, что за свой счет построил каменную Успенскую церковь. Столько же пробыл в должности и Ловягин — с 1847 по 1863 годы, а гласным Думы был вообще 30 лет. Потомкам он не оставил после своего правления ни парков, ни церквей, зато запомнился современникам тем, что во время Крымской войны за собственные деньги строил больницы, организовывал поставки лошадей на фронт и размещал в городе тысячи раненых, возвращавшихся с поля боя.
ПОСЛЕДНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ ГОЛОВА — НЕМЕЦ ЭЗАУ — ПОСТРОИЛ ВОДОПРОВОД
Головой Ивану Яковлевичу довелось быть дважды: в период с 1905 по 1909 год и в 1918 году. Когда к власти в Украине пришел гетман Скоропадский, поддерживаемый Германией, немца Эзау снова попросили возглавить город. Он согласился, но вскоре эмигрировал в Германию, а после — в США. За это короткое время правления он успел принять решение об открытии в городе университета.
БОЙКО ПОСТРОИЛ АЭРОПОРТ И ОПЕРНЫЙ И СДЕЛАЛ ГОРОД КУЛЬТУРНЫМ
Это было настоящим событием не только для днепропетровской интеллигенции, но и вообще для всех горожан. Первые полгода в театр было невозможно достать билет — контрамарки на спектакли и балеты раскупали за пару часов после того, как они попадали в кассы. Но не все понимали истинное значение открытия Оперного театра в нашем городе. Это значило, что Днепропетровск стал истинно культурным городом", — вспоминает библиотекарь Элеонора Петровская.
ЛЯХ ОБЕСПЕЧИЛ ГОРОД МЕДИКАМИ И ЦИРКАЧАМИ
Новый цирк. Иван Лях дал городу "круглогодичный" манеж
Во времена работы Ляха Днепропетровск мог похвастать и медициной. В 1978 году на каждые 10 тысяч жителей города приходилось 36 врачей и 38 медсестер — этот показатель был лучшим во всей огромной стране. Для сравнения, в прошлом году эти показатели по всей области составили 50 и 96 специалистов соответственно.
ПРИ МИГДЕЕВЕ ПОЛКИ В МАГАЗИНАХ ОПУСТЕЛИ, НО ГОРОД СТРОИЛСЯ
После смерти Леонида Ильича Брежнева для Днепропетровска закончились "золотые времена". "С началом 1980-х годов и особенно во времена перестройки, Днепропетровск потерял покровительство Москвы, к которому он привык за 18 лет правления Брежнева. Если раньше во многих советских городах, таких как, Воронеж или даже Ленинград, полки в продуктовых магазинах были гораздо беднее, чем у нас, то теперь картина поменялась", — рассказывает политолог Андрей Золотарев. Но даже с потерей звания "города-фаворита генсека" Днепропетровск еще несколько лет держал неплохой темп в развитии.
"Метеор". Дворец успели отстроить до "перестройки"
В это время в городе появляется новая троллейбусная линия, пролегающая от жилмассива Клочко до проспекта имени газеты "Правда". Кроме того, были построены и сданы в эксплуатацию: Кайдакский мост, прижелезнодорожный почтамт, гостиница "Рассвет" и Дворец спорта "Метеор".
ЯРМАРКА ПУСТОВОЙТЕНКО НЕ ДАЛА УМЕРЕТЬ
Несмотря на полную разруху в период с 1989 по 1993 годы, Пустовойтенко все же удалось если не начать что-то новое, то хотя бы завершить строительство. На набережной открылось здание Дворца пионеров (ныне Дворец детей и юношества), на улице Малиновского — фабрика полуфабрикатов, а жители жилмассива "Тополь" обрели долгожданный кинотеатр "Сечь".
ШВЕЦ — ПЕРВЫЙ ИЗБРАННЫЙ ГОРОЖАНАМИ МЭР ДНЕПРА
Подземка. Метро начали при Брежневе, открыли при Швеце
Именно в правление Николая Антоновича Днепропетровск стали понемногу приводить в порядок, убирать с главных улиц многочисленные торговые палатки. В его мэрство начали достраивать Южный мост, который к тому времени уже прочно носил звание долгостроя. "Кроме того, при Швеце состоялось открытие здания нового автовокзала, в котором очень нуждался город. Хотя, если честно, это мало зависело от Николая Антоновича, а скорее от Павла Лазаренко, который в тот момент был в зените славы. Также в эти годы была пущена первая линия метрополитена, что Швец ставит себе в заслугу, хоть и здесь тоже явно не обошлось без Павла Ивановича. Все-таки, на мой взгляд, основная заслуга Николая Швеца была в том, что социальная ситуация на фоне остальных украинских городов, к примеру, того же Харькова, была получше", — считает политолог.