Скандальная посадка: 25 лет назад молодой немец приземлился на Красной площади Москвы

26 мая 2012, 08:20
Самолет Матиаса Руста мы нашли в Украине!

Скандальная посадка. Дерзкий немецкий летчик и его «Сессна-172» на Красной площади в Москве

То, что 25 лет назад, в разгар так называемой перестройки, сделал гражданин Германии Матиас Руст, ни до него, ни после не делал никто. Напомним: стартовав 28 мая 1987-го в одиночку на легкомоторном самолете "Сессна-172" из Гамбурга в Хельсинки, 19-летний летчик-любитель резко изменил курс, вторгся в воздушное пространство Советского Союза, беспрепятственно преодолел более 1000 км и приземлился в святая святых — на Красной площади Москвы. "Сегодня" выяснила, что этот легендарный самолет находится в... Украине!

Но сначала вспомним о событиях 25-летней давности. Люди служивые до сих пор ломают голову, что это было — необычный жест доброй воли и своеобразное проявление народной дипломатии (как сразу после задержания и уже в суде заявлял сам "голубь мира"), либо заранее спланированная спецоперация, имеющая две цели: проверить степень защиты границ, боеспособность сил ВВС и ПВО, а также устранить с должностей высших чинов Минобороны Союза, якобы проморгавших нахального авантюриста. Уцелевшие от праведного гнева членов Политбюро ЦК КПСС и лично генсека Михаила Горбачева люди с большими звездами и лампасами называли немца "киллером ПВО", утверждая, что он выполнял задание иностранных разведслужб.

Реклама

Масла в огонь к эскападе "кремлевского пилота", как окрестила Матиаса западная пресса, добавило то, что инцидент произошел аккурат в День пограничника, и это обстоятельство подтвердило старую истину — в праздники бдительность и боеготовность, мягко говоря, притупляются, хотя должно быть наоборот.

Кто постарше, помнит: Руст сел с третьей попытки, побаиваясь ненароком зацепить кого-нибудь из гуляющей публики. А приземлившись, четверть часа не покидал самолет, опасаясь, что его разорвут на сувениры. Однако прохожие с дружелюбным любопытством разглядывали пришельца, решив, что снимается кино. Потом Матиас покинул кабину и начал раздавать автографы. Когда кому-то из начальства доложили о приземлении иностранца в двух шагах от собора Василия Блаженного, чиновник выругался: дескать, лучше следите, чтобы там коровы не шлялись... Затем к месту происшествия все-таки подтянулись переодетые в милицейскую форму очумелые сотрудники КГБ и увезли гостя в Лефортовскую тюрьму. Там он и дожидался приговора в камере с неким украинцем-фарцовщиком по имени Александр.

Военный трибунал впаял Русту три статьи Уголовного кодекса — "Хулиганство", "Нарушение Воздушного кодекса" и "Незаконное пересечение границы". Прокурор требовал 10 лет, но Руст получил всего четыре. А отбыл чуть больше 14 месяцев — подоспела амнистия. Вернувшись на родину, вместо триумфальной славы испытал горечь поражения — его лишили лицензии пилота, обвинив в легкомыслии, поставившем под угрозу не только свою, но и другие жизни.

Реклама

Как потом выяснилось, силы советской ПВО его не прошляпили — на перехват поднимался дежурный истребитель МиГ-23, изрядно напугавший Матиаса. Но, дабы не повторилась трагедия с южнокорейским "Боингом-747", сбитым за четыре года до этого над Сахалином, никто из генералитета не взял на себя ответственность за применение огня или хотя бы принуждение "Сессны" к посадке. И то правда: то был громадный пассажирский "Боинг" с 269 людьми на борту, а тут — безобидный прогулочный самолетик, пусть и с дополнительными баками для горючего — чтобы подольше хватило...

Через 20 лет Руст заявлял: выпади ему снова такая возможность — поступил бы так же, поскольку движим был-де исключительно благородными, миролюбивыми мотивами — укрепить дружбу и взаимопонимание между народами, поблагодарить Горби, что разрушил железный занавес. В недавнем интервью сказал противоположное. Что был молод, глуп, а сейчас не решился бы на подобную выходку.

Вообще Матиас, разменявший свое 44-летие, похоже, так и не избавился от сумасбродства. Уже после "кремлевского полета" у себя дома бросался с ножом на медсестру. Что-то украл из магазина. Был осужден, но тоже отделался символическим сроком. Ударился в иудаизм, женился на дочери богатого чайного торговца. Развелся. Распался и второй брак. Увлекся азартными играми. В казино Лас-Вегаса как-то сорвал солидный куш — $750 тыс., но быстро их спустил. На этой неделе по немецкому ТВ показывали фильм о нем. Но Руст на программу не пришел.

Реклама

ТАЙНА ЛЕТЧИКА

B "кремлевской" драме с благополучным исходом по сей день остается немало белых пятен. Ни следствие, ни суд не удосужились докопаться, с чего бы это Русту удалось так легко, играючи, обойти все рубежи-преграды и так же беспроблемно прорубить окно в Союз? Нет ответа и на другое. Скажем, почему его "Сессну" на экранах локаторов принимали за стаю гусей, облако, но не за воздушную цель, вторгшуюся в чужое воздушное пространство? А когда подняли, наконец, истребитель-перехватчик — летчик не принудил его сесть на ближайшем аэродроме, как предписано инструкциями, а дал спокойно уйти на малую высоту.

Неясно, совершал ли немец по пути следования промежуточную посадку (возможно, для дозаправки, инструктажа) — из Хельсинки он вылетал в одной одежде, а в Белокаменной приземлялся в оранжевом комбинезоне, и переодеться в тесной кабине при всем желании не мог.

Непонятно, на каком основании обычно суровая советская Фемида обошлась с залетным авиахулиганом более чем лояльно — он создал прецедент, достойный подражания, и показал дурной пример другим. Да и дело-то возбудили по довольно мягким статьям Уголовного кодекса, не пытаясь привязать крайне экстравагантный поступок к попытке теракта. Вместо лютых мордовских исправительных лагерей немецкий летчик-паинька отсиделся в комфортной лефортовской камере, куда захаживал поговорить о житье-бытье сам "хозяин", начальник СИЗО, — с чего вдруг такое почтение к 19-летнему пацану? Что мешало конфисковать вещдок — "Сессну", на хвосте которой была изображена ядерная бомба (Руст пафосно убеждал, что это якобы вселенная, олицетворяющая свободу, равенство, братство)? Фантасмагория какая-то...

Кстати, о "Сессне". Как рассказывали "Сегодня" офицеры, в разное время служившие в частях и подразделениях ПВО, где после этого случая повсеместно прошел детальный разбор полетов, крылатыми машинами такого типа в Германии якобы приторговывал отец Руста. И сын научился управлять легким, маневренным самолетом, обучаясь в аэроклубе города Вебель под Гамбургом. Но имеющийся у него, по официальным данным, налет — всего 50 часов, по мнению наших экспертов, был умышленно занижен, дабы все свести к отсутствию опыта, а в итоге — минимальному наказанию.

ИСТРЕБИТЕЛЬ МАРШАЛОВ И ГЕНЕРАЛОВ

Под конвоем. Из четырех лет отбыл всего 432 дня, и те в Лефортово

Трагикомический переполох, специально или случайно устроенный нагловатым Рустом, заставил поволноваться высшее политическое и военное руководство. Министр обороны, многопытный маршал Советского Союза Сергей Соколов добровольно ушел в отставку (хотя 28 мая находился в загранкомандировке) — его заменили покладистым Дмитрием Язовым (впоследствии, кстати, одним из фигурантов не менее курьезного спектакля по имени ГКЧП).

Под шумок сместили пользовавшихся непререкаемым авторитетом в войсках главкома ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова, командующего Московским округом ПВО маршала авиации Анатолия Константинова и еще два с лишним десятка военачальников калибром помельче. Судачили, те были неугодны Горбачеву, и он, якобы проинформированный о сквозном продвижении с западной границы шпионской "Сессны", удачно воспользовавшись интригой, изгнал строптивых в назидание другим.

Что же касается устного народного творчества вокруг "истребителя маршалов и генералов", то острословы нарекли Красную площадь международным аэропортом Шереметьево-3 (вдобавок там запретили курить). И прикалывались, что КГБ заварил московские канализационные люки — мешая всплыть американской подлодке.

"СЕГОДНЯ" ПОЛЕТАЛА НА САМОЛЕТЕ РУСТА

Как рассказывали "Сегодня" офицеры, в разное время служившие в частях и подразделениях ПВО, где после этого случая повсеместно прошел детальный разбор полетов, крылатыми машинами такого типа в Германии якобы приторговывал отец Руста. И сын научился управлять легким, маневренным самолетом, обучаясь в аэроклубе города Вебель под Гамбургом. Но имеющийся у него, по официальным данным, налет — всего 50 часов, по мнению наших экспертов, был умышленно занижен, дабы все свести к отсутствию опыта, а в итоге — минимальному наказанию. 

Одно время "Сессна" служила экспонатом авиамузея в Германии. Сейчас летает в... Украине.

Обрывочные сведения о "Сессне-172", на которой незабвенный Руст долетел до Москвы, скупы и противоречивы. Сначала ее выставили в натуральную величину как музейный экспонат. Затем самолет, по слухам, приобрел японский бизнесмен, загнав покупку в ангар. Потом "Сессну" разобрали на запчасти и вновь собрали. Затем она вернулась в Германию, где состояла на службе у полиции — та мониторила с воздуха дорожный трафик. После этого судьба забросила ее в Балтию. И уже там, в Литве, крылатую машину купил большой энтузиаст и ценитель авиации — вице-президент Федерации авиаспорта, профессор Института международных отношений Иван Билас. Мы встретились с ним на летном полет белоцерковского аэроклуба "Полет", где и находится его любимица.

"Всегда верил в судьбу, и удивительное стечение обстоятельств свело меня с этим самолетом, — рассказал Иван Григорьевич "Сегодня". – Дата его выпуска — 9 мая 1973 года. А мой день рождения — 9 мая 1953-го. День в день, только с разницей 20 лет..." 

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ. Вышел на эту "Сессну" Билас, в общем-то, неожиданно. Раньше у него был спортивный трудяга Як-52 (сейчас на нем учат курсантов Кировоградской летной академии). Налетал сотни часов. Но однажды друзья-прибалты подсказали, что у начальника криминальной полиции Клайпеды есть более совершенный самолет, причем с довольно неожиданной историей, связанной в полетом Руста. И Билас загорелся — уж больно хороша была машина...

"Что главное в самолете? — спрашивает он. – И отвечает: во-первых, планер, во-вторых, двигатель. Планер у этой "Сессны" — родной, тоже 1973 года. А вот двигатель другой, так как предыдущий выработал ресурс. Я полетел в Литву, посмотрел и понял — мой самолет! Мы условились, что, какие приборы нужно установить, что заменить, как покрасить — все оговаривалось, и процесс растянулся на полтора года. Практически каждый месяц бывал на месте, чтобы ремонт и восстановление проходили в моем присутствии и можно было вносить незначительные коррективы по усовершествованию "Сессны". Литовцы, спасибо им, все сделали на совесть, и настал день, когда я на этом же самолете перелетел в Украину. Это было еще в 2008-м, и тоже в мае—- что символично, так как совпало с нашим месяцем рождения. В соответствии со всеми требованиями прошел полную сертификацию и государственную регистрацию в авиаслужбе Украины, получил госномер — UR-VITA. С тех пор  нарадоваться не могу своей "Витой" — такое дал ей имя.  В переводе с латыни — "Жизнь"...

Билас с увлечением рассказывает о том, какая легкая, послушная в управлении его "Вита-Витуся", какой большой подъемной силой обладает, как уверенно и надежно ведет себя в воздухе. На расстояние до 1500 километров при полной заправке (это 180 литров керосина) способна доставить. Прежде чем сесть в кабину, пилот обязательно поздоровается, похлопает по фюзеляжу, обратится нежно — как к человеку, одушевленному существу. А взамен — надежность и  послушание..

"Да что рассказывать! — предлагает на ходу Билас. — Садитесь в кабину рядом со мной — полетаем, и сами, воочию убедитесь, почувствуете, как это здорово!"

И несмотря на сильный боковой ветер, "Витуся" подняла нас в небо, и целых два часа на разных высотах и разных скоростях наматывала километры в небе над Белоцерковским, Фастовским, Рокитнянским районами Киевской области, давая ни с чем не сравнимые легкость, азарт, волшебное упоение полетом! Эпитеты меркнут. Словно у самого крылья вырастают...

"Раньше заявку на полеты подавали за три дня, а теперь достаточно получаса, — говорит Иван Григорьевич. — Это требует от летчика высокой квалификации, хорошей подготовки. Иначе взлетать  нельзя — риск слишком велик. В нашем аэроклубе такого нет, критерии очень жесткие".

Як-52 верой и правдой прослужил ему 11 лет. Сколько уготовано "Витусе", загадывать не берется — жизнь покажет. Из 2225 часов с момента крайнего ремонта двигатель выработал всего 185. На его век хватит...

"КАК У РУСТА". "И это кресло, где вы сидите, и приборная панель,  и другая начинка — все как было у Руста?" — все еще не могу прийти в себя от нахлынувших эмоций.

"Планер, панель, кресло — те же, а вот авиагоризонт уже новый, и высотомер, и GPS, конечно, у него тогда не было, — кивает  Билас. — Открою еще один секрет, о котором мало кто знает. Этот самолет Русту не принадлежал — он взял его в аренду, о чем есть запись в формуляре "Сессны". И поставил дополнительные баки, чтобы долететь до Москвы. Не было у него ни опыта, ни чувства страха — только юношеская бравада, выброс адреналина. А потом — эйфория: вот какой я молодец! Доведись нам встретиться, сказал бы: как мужик, может, и молодец — такой фортель отчебучил. Но как пилот ты форменный раздолбай — поставил под удар тысячи летчиков, да и простых людей тоже. Однако драматичное прошлое "Сессны" ни ей, ни мне летать не мешает".

Казус с Рустом произошел в День пограничника, и мы не могли обойти этот нюанс, не узнать, как сейчас обстоят дела у украинских стражей кордона (их праздник по-прежнему, как и при Союзе, отмечается 28 мая). Оказалось, у наших погранцов есть современные импортные патрульные самолеты DA-42 "Даймонд", чьи экипажи постоянно контролируют ситуацию с воздуха и в случае возникновения инцидента, подобного рустовскому, моментально отреагируют на него, зафиксируют нарушение и принудят нарушителя сесть. Установленная на борту "Даймондов" оптико-волоконная система имеет три канала получения информации — тепловизор и цветные телекамеры с узким и широким обзором. Новые машины высокоэффективны и экономичны — потребляют авиакеросина в 27 раз меньше, чем Ан-26 и вертолеты Ми-8.

"Даймонды" пришлись нам ко двору, — говорит начальник авиауправления Администрации Госпогранслужбы (ГПС) генерал Николай Тепан. — Экипажи добывают с воздуха очень ценную информацию как вдоль сухопутной, так и в районах морской границы Украины".

Недавно экипаж одного из "Даймондов" обнаружил возле кордона мотодельтаплан, что уже само по себе является нарушением — без разрешения ГПС ни один летательный аппарат выполнять полеты возле границы не имеет права.