Чем живёт "свободная" тюрьма с садом и танцами, в которой когда-то сидела Тимошенко

26 февраля 2016, 08:46
В Качановской колонии тренажерка и зимний сад, а решеток нет

Здесь провела 4 месяца Юлия Тимошенко.

Единственной в Харьковской области женской исправительной колонии наибольшую известность принесла одна из ее узниц — экс-премьер Юлия Тимошенко. За четыре месяца, которые она провела в учреждении в 2011—2012 годах, сюда не иссякал поток вип-посетителей из Киева и даже других стран, а от ворот не отходили толпы сторонников Леди Ю. "Сегодня" побывала в знаменитой колонии, где вместо атмосферы заточения создают домашний уют.

История этого учреждения началась в 1927 году, когда на территории бывшей усадьбы помещика Качанова был организован филиал Харьковского дома принудительных работ. В мастерских по ремонту обуви и кузнице по изготовлению сельскохозяйственных орудий перевоспитывали нарушителей советских законов. В годы немецкой оккупации дом принудительных работ эвакуировали, а после освобождения Харькова организовали промышленную колонию, которая стала женской в 1957 году. Сейчас это учреждение минимального уровня безопасности для женщин, осужденных впервые за преступления, совершенные по неосторожности, а также небольшой и средней тяжести. Поэтому здесь нет решеток на окнах, а женщины могут беспрепятственно посещать разные здания, прогуливаться по двору без каких-либо заграждений или отдыхать в зимнем саду, за которым сами же и ухаживают. Жилые корпуса колонии похожи на двухэтажные общежития с комнатами, рассчитанными на 10—15 человек. В каждой есть свой санузел, и почти во всех — телевизоры. На каждом этаже оборудовали комнату для хранения вещей, сушилку, кухню с холодильниками, микроволновкой и ножами, прикрепленными проволоками к столу. А за порядком на жилой территории следят дневальные из числа самих осужденных.

Реклама

Для каждой прибывшей сюда женщины знакомство с колонией начинается с психолога, которая расспрашивает о тревогах и определяет темперамент и уровень агрессии. "Самая острая проблема — это необщение с родственниками и детьми, предполагаемое условиями изоляции. А порой — лишение родительских прав, о котором женщины узнают в зале суда. И когда они прибывают сюда, переживают о том, где и с кем их дети. Была осужденная, которую арестовали, когда она вышла из дому за хлебом. В квартире остался семилетний ребенок, — рассказала "Сегодня" психолог колонии Светлана Моллаева. И еще вспомнила, как два года назад из Луганской области к ним этапировали 171 осужденную. — Женщины находились в состоянии стресса и глубокой депрессии. С их слов, когда начали бомбить Краснопартизанскую колонию, ее начальник открыл ворота и сказал бежать. Осужденные побежали в овощехранилище, никто не пошел на побег. Прибыв к нам, многие волновались, где их родственники и дети. Желая помочь, мы звонили и в уличные комитеты, и в горисполкомы, и на горячую линию". Всего же в колонии отбывают наказание около 400 человек, которые даже за колючей проволокой следят за собой, занимаются саморазвитием. В свободное время они посещают тренажерный зал, библиотеку, проходят танцетерапию, а также занимаются вокалом и шьют мягкие игрушки для детворы из интернатов.

За отдельным забором на территории колонии расположен сектор среднего уровня безопасности, где находятся пожизненники. "Эти женщины верят, что произойдут изменения в законодательстве, и мечтают написать президенту прошение о помиловании. И мы не возвращаем их в тяжелую реальность", — говорит психолог.

Реклама

Тренажерный зал. Спорт — после работы.

Праздники. В колонии регулярно проходят конкурсы красоты.

Реклама

Фонотека. Музыка на любой вкус.

Досуг. Занятия вокалом.

Духовная жизнь. На территории колонии есть православный храм.

Кружки. Вышивают рушники в свободное время.

ЗАРАБАТЫВАЮТ И ПЕРЕДАЮТ ДОМОЙ

Будни в Качановской колонии начинаются в 5:30. И после завтрака большинство женщин, не желая сидеть сложа руки, идут трудиться на швейном производстве и в цеху по изготовлению мешков из пропилена. Раньше на фабрике осужденные делали костюмы для шахтеров, нефтедобытчиков и работников коммунальных предприятий Харькова. Теперь производство загрузили заказами от Минобороны: женщины шьют военную форму, кепки-мазепинки, чехлы для бронежилетов и матрасы.

Начальник швейного цеха Наталья Немцева посвящает "Сегодня" в тонкости работы осужденных. К примеру, козырьки для кепок делают под термопрессом, нашивки набивают на вышивальной машине. Далее детали сшивают в готовые изделия, гладят и пакуют. За смену, которая длится с 7:00 до 17:00, бригада осужденных изготавливает 180 чехлов для бронежилетов и несколько сотен кепок. В субботу у сотрудниц сокращенный день, а в воскресенье они отдыхают. К слову, фабрика Качановской колонии является одним из крупнейших предприятий среди учреждений исполнения наказаний в Украине. По итогам работы, в 2015 году фабрика получила звание "Предприятие года" в международной номинации The Enterprise of the Year.

Кроме того, осужденные делают искусственные цветы, трудятся в столовой и следят за порядком в разных корпусах, за что тоже получают плату. К примеру, 28-летняя Ольга Х., переселенка из Луганска, — заведующая клубом, где работают различные кружки. В столовой женщины пекут хлеб в печи на дровах и, помимо общего меню, готовят диетические блюда для жительниц колонии с заболеваниями. Зарплата осужденных колеблется от 600 до 2000 грн, в зависимости от вида работ и выработки. Из этих денег женщины оплачивают проживание и питание в колонии: в среднем общежитие обходится в 95 грн в месяц, а питание — в 500. Но при этом, по словам замначальника колонии по производству Игоря Колпащикова, на личном счете каждой осужденной должно оставаться не менее 25% зарплаты. Поэтому если женщина зарабатывает мало, расходы на питание и проживание оплачивает государство. Впрочем, в колонии есть женщины, которые трудятся даже больше, чем определено в распорядке дня, и умудряются содержать не только себя, но и передавать заработанное родным на свободу.

По словам Натальи Немцевой, осужденные осваивают швейное дело прямо на месте работы, но в колонии можно получить профессионально-техническое образование, выучиться на швею, маляра, штукатурщицу, плиточника-облицовщика или повара. Кроме того, в учреждении работает школа для желающих окончить 10-й и 11-й классы и сдать ВНО.

ГОТОВЯТ К СВОБОДЕ. За шесть месяцев до отбытия срока наказания женщины в свободное от работы время посещают курсы подготовки к освобождению. В отдельном классе осужденным не только рассказывают о порядке обращения в органы исполнительной власти и трудоустройстве, но и показывают, как пользоваться кофеварками, стиральными машинами и прочей современной техникой. "За время пребывания в колонии осужденные могут утратить эти навыки, так что подобные занятия помогут женщинам быстрее пройти период адаптации после освобождения", — говорит замначальника колонии по социально-воспитательной и психологической работе Ирина Евреинова.

Общение с родными. В комнате краткосрочных свиданий.

Зимний сад. Внутри — растения, фонтан с рыбками и даже фазан.

Для военных. За смену шьют сотни кепок.

Заказ Минобороны. Изготавливают форму и чехлы для бронежилетов.

Образцы. Для шахтеров и работников КП.

Швейный цех. Работают шесть дней в неделю и получают от 600 грн.

Комнаты общежития. Здесь живут по 10—15 осужденных женщин.

КОМНАТА ЛЕДИ Ю ПУСТУЕТ

Сейчас в Качановской колонии почти не осталось тех, кто застал здесь Тимошенко. Сокамерница экс-премьера уже освободилась, некоторые сотрудники уволились, а двух бывших заместителей начальника и вовсе осудили за избиение Юлии Владимировны. Более того, корпус, где пребывала Тимошенко, законсервирован. Работники колонии объясняют это тем, что количество осужденных в последнее время сократилось, поэтому заселять этот корпус сейчас нет никакой необходимости. Сотрудники учреждения демонстрируют нам лишь огражденный забором участок двора, который когда-то отвели для прогулок Тимошенко, но туда со второго этажа она ни разу так не спустилась.

Комната "Ю" на 2-м этаже.