Сергей Юрский: "я пил коньяк за столом Пушкина"

5 декабря 2007, 07:33
Сегодня — 50 лет творческой карьере знаменитого "Остапа Бендера". Актер рассказал о своем одиночестве и "ледниковой" поездке

Фото ИТАР-ТАСС

— Сергей Юрьевич, как в ваших руках оказались ключи от пушкинского дома? Знаю, был в вашей биографии такой случай.

— Да, было такое в Михайловском-Тригорском. Туда я приехал для того, чтобы набраться духа пушкинской поры и сыграть Чацкого из Грибоедовского "Горе от ума". Меня предупредил директор Пушкинского заповедника, что там холодно, не топится, а время практически зимнее было. Я добрался туда с большим трудом, все обледенело, подняться очень непросто, лестница вся обмерзшая. Ну, еле-еле добрался, уже к ночи.

Реклама

— Не возникло мысли сразу же вернуться?

— Да нет. Куда уже было деваться? Я расположился, у меня с собой был и коньяк, и пирожки какие-то, но они стали льдом! Я выпил рюмку-две, взял несколько французских книжек, которые лежали на столе. Тогда я стал думать про свое или пытаться что-нибудь сочинить здесь, за столом, где Пушкин писал свои эпиграммы. Но что-то ничего не получалось. Я опять выпил коньяка и пытался, уже ломая зубы, есть этот каменный пирожок.

Короче говоря, к середине ночи я уже сильно пожалел, что рискнул остаться ночевать, понял, что уснуть мне не удастся — я в леднике. Пришлось оттуда все-таки выбраться. Я еще сутки переночевал гостинице — в келье Святогорского монастыря, где были номера гостиниц, а потом отправился в Псков, чтобы сесть в поезд. Не помню почему, но мы очень медленно ехали, и, когда проезжали остров, из всех репродукторов неслась опера "Евгений Онегин". Я думаю: "Как же так получилось? Вот, наверное, это и результат моей поездки — я почувствовал то электричество, напряжение, желание передать это напряжение, из которого и происходит сам ток — будь то электрический ток или ток душевный, – из которого потом родился мой "Евгений Онегин", все восемь глав, восемь фильмов, сделанных на ленинградском телевидении.

Реклама

— Что, по вашему, изменилось с тех пор, как вы начали свою творческую карьеру?

— Я жил в семье интеллигентной, но бедной. Мало того, бедность была не только естественным состоянием для практически всех тогда, но и предметом гордости. Я всем и всегда был доволен. А то, что происходит сейчас, — похоже на мутацию, что-то совсем другое, нежели когда я начинал. Мутация человечества, дьяволизация, варваризация — что-то страшное сейчас творится! И поэтому нужен поиск признаков человеческого в людях вообще, в людях, которые уже совершили ужасающие вещи. В искусстве это тоже очень важно. К тому же, когда ты еще молодой — времени на все, кажется, уйма. А с возрастом понимаешь, что его катастрофически нет — больницы, депрессии, все так тянется.

— Не бывает маленьких ролей — бывают маленькие актеры. Должен ли быть определенный уровень подготовки аудитории или все возлагается только на артиста?

Реклама

— Да, это задача артиста. Поэтому некоторая подготовленность, некоторое желание вступить в диалог у аудитории все-таки есть. И эта аудитория у нас довольно-таки большая. Широкая! Если бы вы меня спросили уже конкретно в лоб, обращаюсь ли я к любому зрителю или я предпочел бы сам отбирать зрителей, поштучно отбирать, — я бы предпочел не заниматься этим делом, если бы у меня было время. Может быть, по лени, а может быть, потому, что в принципе, полагаю, театр, кино — вещь достаточно демократическая.

— Сергей Юрьевич, творческие люди зачастую одиноки. К вам это имеет отношение?

— Я чувствую себя одиноким. Да, я одиночка. Вполне осознаю, сколько людей живет здесь, близко, сколько людей живет далеко, и полагаю, что они тоже имеют право на одиночество и уважаю это их состояние. Понимаю, что есть другие люди, которые не выносят одиночества, всю жизнь свою хотят превратить в карнавал — смотрю на них и отторгаюсь от таких людей, а к одиночкам — тянусь.

СЛАВУ ПРИНЕС "ТЕЛЕНОК" Появился на свет актер в театрально-музыкальной семье. Его отец, Юрский Юрий Сергеевич, был известным режиссером, актером, театральным деятелем — родом из Украины. Сергей окончил Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (1959). С 1957 года актер БДТ им. М. Горького в Ленинграде. Создал уникальный театр одного актера. Сергей — чтец 15-ти программ классических и современных авторов. Прославился в кино после исполнения роли Остапа Бендера в ленте "Золотой теленок". Женат на актрисе Наталье Теняковой.