Бумажные паровозы для VIPов

4 ноября 2008, 16:02
Луганчанин Александр Михайлов делает миниатюрные паровозы, которые ценятся во всем мире.

Мини-музей занимает целую комнату.

Свою первую модель – дореволюционный вагон – Александр сделал в 11 лет. А всерьез будущий конструктор "заболел" поездами еще в три года. Тогда впервые, вместе с дедом, он проехал на поезде. Самое яркое воспоминание от той поездки, когда дедушка на ходу открыл дверь тамбура и показал, проплывающие мимо, доменные печи. "Все детство я прожил рядом с Луганским тепловозостроительным заводом. Вместе с друзьями мы часто тайком пробирались на территорию завода. Уже тогда только по внешнему виду тепловоза я мог назвать его серию", — говорит Александр Михайлов.

Получив высшее образование по специальности инженер-конструктор тяжелого машиностроения, Александр проработал несколько лет на луганском заводе. "Я ушел оттуда, потому что хотелось проектировать мощную технику, а не избитые вещи и я занялся тем, что мне интересно", —объясняет Александр. Разочаровавшись в реальном конструкторском деле, мастер серьезно занялся проектированием миниатюрных образцов железнодорожной техники. Так юношеское хобби переросло в серьезную работу. Сегодня ним сделано более 600 тепловозов. Многие из них пополнили коллекции частных коллекционеров со всего мира. В мини-моделях четко повторена каждая деталь тепловоза. "Здесь все по-настоящему, отличие одно — в масштабе 1:87", – говорит Александр.

Реклама

2 ТЫСЯЧИ ДЕТАЛЕЙ В КАЖДОМ. Процесс создания мини-паравоза достаточно трудоемкий, ведь в маленький образец нужно поместить около 2 тысяч деталей. В среднем длинна каждой модели не больше 20 сантиметров, высота – 6, ширина – 4. На каждую модель у Александра уходит около 3 дней. Материал для мини—железнодорожной техники – картон и пластмасса. "Здесь делается все, как в настоящем. Только из бумаги. Берется чертеж, обычно я черчу сам или использую заводские эскизы. Тепловоз состоит из двух частей – ходовая часть и кузов. Ходовая часть – это штампованная пластмасса сваренная воедино. Я ее оборудую тяговым двигателем и тормозной системой. Потом делается кузов. Потом все собирается и раскрашивается", — рассказывает Александр Михайлов. Основные помощники в работе – сапожный нож, клей ПВА, пара линеек и несколько специальных ножниц.

В КОМНАТЕ НАСТОЯЩИЙ ЗАВОД. В одной из комнат квартиры Александра вот уже 25 лет как расположился целый тепловозостроительный завод в масштабе 1:160. Мини—предприятие занимает почти половину всей комнаты. "Заводская зона" начинается на рабочем столе конструктора, захватывает два угла комнаты и подоконник. В миниатюрной копии заводские трубы, вагонное депо, чугунно-литейный цех, малярный цех, система газоочистки, труба теплоэлектроцентрали, два тепловозосборочных цеха, на железнодорожных путях стоят красные пассажирские дизели, грузовые вагонетки, и даже списанные на метал вагоны. Завод обнесен желтым забором, вдали виднеются терриконы. По дороге от цеха к цеху есть даже зеленые деревья, а рабочий стол усеян деталями будущих моделей. "Я тут живу и работаю. Здесь, на этом заводе "Нижнекаменногорсктепловоз" я директор, инженер-конструктор, сварщик", – говорит Александр.

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ХОТЯТ КОПОТЬ

Реклама

Тепловозостроительные заводы заказывают Александру Михайлову целые партии сувенирных паровозиков. Для Луганского завода Александр делал сувениры почти 15 лет, сотрудничал с российским Коломенским тепловозостроительным заводом. Но большая часть работ уходит в руки частным коллекционерам. "Они очень требовательные. Замечают все, до мелочей, не дай Бог, где-то ошибиться. Внешний вид модели должен до миллиметра повторять настоящий тепловоз", – говорит Александр.

Очень придирчивые коллекционеры требуют, чтобы на модели была настоящая гарь, а вагон, например, был в ржавчине. "Воспроизвести точные дизельные закопчености на крыше элементарно – я беру пластмассу, расплавляю, в ее состав входит парафин, который дает естественную гарь и кисточкой наношу на изделие. Или окунаю в доменную пыль, чтобы придать изделию стиль ретро", – делится секретами производства Александр.

Коллекционеры со всего мира готовы потратить уйму денег на такую модель для их коллекции. Цена поезда-лилипута приблизительно от 400 евро. Работы луганчанина Михайлова разъехались по всему миру и уже пополнили частные коллекции в Аргентине, Африке, Германии, Франции, Италии, Англии, Польше.

Реклама

В МОДЕЛИ ПУТИНА 2000 МИКРОДЕТАЛЕЙ. НА 500 БОЛЬШЕ,ЧЕМ В ПАРОВОЗЕ КЛИНТОНА

Все мини—модели имеют прототипами только нашу, советскую или же российскую железнодорожную технику. "Моделей по иностранным образцам я не изготовляю. У меня железный принцип, и я уверен, что наша техника самая лучшая. У нас хорошая ширина колеи, что дает возможность легко и быстро модернизировать и вагоны и тепловозы. да и потом, наша техника всегдп проектируется с повышенным запасом прочности", — поясняет свою позицию мастер—миниатюрист.

Александр Михайлов уверяет "Сегодня", что его маленькие паровозики можно найти почти в каждом кабинете "Укрзализницi", в Министерстве транспорта Украины, в дирекции Иракских железных дорог. Его паровозы есть даже у знаменитых на весь мир политиков – Владимира Путина, Леонида Кучмы и даже у Била Клинтона.

"Экс—президенту Клинтону вручили мою работу на железнодорожном конгрессе. Тогда он был уже в отставке. Это модель российского пассажирского тепловоза "ТЭП – 150", длина – 15 сантиметров, высота —5, в тепловозе 1 500 деталей", — говорит луганчанин.

У экс—президента Украины Леонида Кучмы – красный дизельпоезд Луганского тепловозостроительного завода. Восемь лет назад такой оригинальный подарок ему сделало руководство завода.

У российского премьера Владимира Путина бумажный тепловоз длиной двадцать сантиметров. Это брат-близнец пассажирского тепловоза "ТЭП – 70",который выпускается в России, на Коломенском тепловозостроительном заводе. Внутри спрятано около 2 000 деталей. "Мне российский завод заказал целую партию, а потом я узнал, что один из 8 тепловозов ушел к Владимиру Путину", — с гордостью говорит Александр Михайлов.

Наталья Волкова