Бравому солдату Швейку исполняется сто лет

5 августа 2017, 08:00
Швейк родился в тюрьме в Киеве, а первый иллюстратор книги вместо денег получил носки

Круглолицый и улыбчивый вояка

"Осмелюсь доложить, я уже здесь", — заявил ошарашенным читателям Швейк летом 1917 года. Именно в то знаковое, смутное и пыльное лето 1917-го в Киеве вышла повесть Ярослава Гашека "Бравый солдат Швейк в плену".

Справедливости ради стоит добавить, что Швейк появился на свет еще раньше — в 1912-м, в двух небольших рассказах. Но тот Швейк и Швейк "Из плена", даром что у них одно имя, — два совершенно разных героя.

Реклама

Написана же была повесть в гарнизонной тюрьме в Борисполе, куда жизнерадостный рядовой Гашек загремел на 11 дней за сущую мелочь — драку с офицером, о чью голову писатель разбил бутылку. На нарах Гашек времени даром не терял: он много курил и писал. Причем писал свой текст, почти не правя! И когда Ярослав с чистой совестью вышел на свободу, то, по словам известного исследователя старины Виктора Киркевича, уже через какую-то неделю "Швейк в плену" "был напечатан отдельной книжкой в типографии "Чехослована", располагавшейся в Киеве в районе Ярославова Вала". В чем-чем, а в оперативности Гашеку не откажешь!

ПЕРВЫЙ ХУДОЖНИК

Классическими иллюстрациями к роману считаются работы чешского народного художника Йозефа Лады. Это его веселые рисунки украшают многочисленные издания книг на всех языках мира — арабском, японском, английском, и именно он визуализировал облик Швейка для читателей.

Реклама

"В 1922 году Гашек пришел ко мне и попросил нарисовать обложку для отдельного издания "Похождений бравого солдата Швейка во время мировой войны", — вспоминал много позже Лада. — Я начал работу. В основу образа Швейка я взял не какое-нибудь определенное лицо, а использовал описания, сделанные Гашеком в романе. Я нарисовал Швейка, раскуривающего свою трубочку под летящими пулями и гранатами, рвущейся шрапнелью. Добродушное лицо, спокойное выражение, по которому понятно, что он себе на уме, но в случае необходимости может прикинуться дурачком. Эту обложку я и принес Гашеку в условленный день в погребок "У Могельских". Кстати, чуть позже издатель книги обанкротился, и Лада в качестве гонорара получил за обложку... "несколько штук нижнего белья и носки".

Йозеф Лада. Его работы к "Швейку" считаются классическими

Реклама

Лада. Автопортрет художника

КЛАССИЧЕСКИЙ ШВЕЙК

Обложка обложкой, но иллюстрации, ставшие классическими, появились чуточку позже — в 1924 году, через год после смерти писателя. "Сотрудничая в "Чешске слово", — ностальгически предавался воспоминаниям художник, — начал печатать в воскресном приложении "Похождения Швейка". В каждом номере я давал по шесть черных рисунков, под которыми печатал приспособленный мною для этой цели краткий текст Гашека. В общем вышло что-то около 500 рисунков! Уверен, что портреты всех главных действующих лиц я нарисовал по тем представлениям, какие, наверное, были у Ярослава Гашека, когда он писал свой роман. Жаль, что друг Гашек не дождался иллюстрированного "Швейка"; он был бы, конечно, самым лучшим и строгим критиком, и верю, что он остался бы доволен моими рисунками. Этим я плачу ему великий долг за его юмористический роман, получивший ныне мировую известность".

Первая обложка. Таким Швейка увидел Лада и весь мир

Из журнала "Крокодил". Швейк и Теркин — два солдата

ДЕЛО ЧЕСТИ

Пройти мимо такого колоритного персонажа, как Швейк — просто невозможно. Потому за образ бравого любителя пива и кнедликов кто только не брался! Так, фанаты весьма уважают работы таких советских мэтров, как Иван Семенов (его набор открыток с цветными иллюстрациями к книге — настоящий раритет), Евгений Ведерников и Борис Ефимов. Кстати, Борис Ефимович Ефимов — киевлянин, он родился на Подоле, в доме №5 на улице Межигорской (мемориальной таблички, увы, там нет). Помните советские зловещие карикатуры: толстые буржуи восседают на ядерных ракетах?! Рожи злые, на головах — цилиндры... Так вот, это все — гениальный Ефимов, проживший — страшно подумать — 108 лет!

Из современников выделяются неоднозначные работы Сергея Лемехова: он иллюстрирует дорогие вип-издания, но его рисунки, что называется, на любителя.

Сергей Лемехов. На любителя

Из земляков Гашека стоит выделить чешского карикатуриста Петра Урбана (его Швейк словно всегда "подшофе") и чешского же художника Карела Клоса (его Швейк исполнен в классической манере, свойственной карикатурам).

Чехия. Петр Урбан

Отдельного упоминания стоят югославские комиксы художника Ивана Шеншина, расстрелянного немцами в 1944 году. Это настоящий шедевр! По словам исследователя творчества Шеншина Ирины Антанасиевич, его тексты — "это не столько пересказ классической истории, сколько оригинальная авторская импровизация на заданную тему. Особенно сильно это чувствуется в романе "Храбрый солдат Швейк" ("Храбри воjник Швеjк") по роману Ярослава Гашека, полюбившегося читателям именно из-за полного "включения" Швейка в балканские реалии".

Мирный Швейк с пивом. Взгляд художника Михаила Евшина

УКРАИНСКИЙ "БРАВИЙ ВОЯ­КА"

Автор этих строк впервые открыл для себя Швейка в книге харьковского издательства "Прапор". А черно-белые рисунки, украшавшие этот "кирпич" в 600 с лишком страниц, были искусно выполнены украинским художником Анатолием Базилевичем (он же блестяще иллюстрировал произведения Шевченко и Котляревского). Потому Швейк Базилевича для меня — самый правильный Швейк в мире!

"Отец любил рисовать с натуры", — вспоминает сын художника Алексей Анатольевич (художник ушел из жизни в 2005-м). Вот и для своего Швейка Базилевич очень долго искал натурщика. И нашел! Украинским Швейком оказался фактурный мужчина, встреченный художником просто на улице. После некоторых душевных метаний: "Как же мне его заполучить?" — все сложилось самым лучшим образом. Оказалось, что мужчина со звучными именем и фамилией — Станислав Леонтьевич Лупинский — жил по соседству и работал поваром в одном из киевских ресторанов.

Базилевич. Наша классика

"Это не значит, что отец просто взял и срисовал с него бравого солдата, нет. Он использовал скорее некий его образ, чтобы придумать своего собственного неповторимого Швейка", — говорит Алексей Базилевич. И работа удалась: бравый неунывающий солдат Базилевича понравился даже дотошным чехам.

Уже в наше время, в 2007 году, другой талантливый украинский художник, Константин Лавро, создал свою, цветную версию Швейка. В его трактовке "дитятко Гашека" слегка помолодело и сильно раздобрело. Не все фанаты романа пришли в восторг от подобной трактовки образа Швейка, но в целом отнеслись к ней с большой симпатией.

Чуть позже, два года спустя, во львовском издательстве "Кальвария" вышел двухтомник "Швейка" с иллюстрациями Михаила Евшина. Надо отдать должное художнику — он проделал титаническую работу, создал 150 новых иллюстраций! Швейк от Евшина стал более... мультяшно-детским. Ощущение, словно его нарисовал ребенок (не в смысле качества, а в смысле восприятия). И это — попадание в самое нутро Швейка, который, по сути, оставался большим ребенком. Блестящая находка!

Рисунок из "Швейка в плену"

Чехия. Ивана Семенова

Иллюстрация Евгения Ведерникова

ШВЕЙК ЗАБАЛАКАВ УКРАЇНСЬКОЮ

Первый украинский перевод Швейка появился в 1932 году. Перевел роман Николай Зорко. Но его перевод сегодня интересен разве что "швейковедам". Настоящей классикой, образцовым переводом, считается перевод Степана Масляка (на фото), вышедший в 1958 году (переиздается и по сей день). Вот лишь парочка крылатых перлов "от Масляка":

  • З цього пива не буде дива.
  • На те ми і солдати, на це все нас матері народили, щоб коли вже одягнемо військові мундири, нас посікли на цурки.
  • Хоч вона і придуркувата, проте може займати будь-яку державну посаду.

ШВЕЙК В СКУЛЬПТУРЕ

Первый в мире памятник бравому любителю пива был открыт в 1998 году в Донецке, второй — в 2000-м в городе Гуменне (Словакия). Украина вообще рекордсмен по количеству памятников Швейку: в нашей стране их около десятка — больше, чем в какой-любой другой стране мира!
При этом, до недавних пор, ни одного Швейка не было в... Чехии! А все потому, что многие чехи на полном серьезе считали, что в своей книге Гашек показал чехов "тотальными идиотами" — в чем, кстати, Гашека необоснованно обвиняли еще при его жизни. К счастью, не все оказались столь узколобы, и буквально за каких-то пару лет в Чехии появилось сразу две скульптуры, посвященные Йозефу Швейку.

Так, первый чешский памятник был открыт в 2014-м в небольшой чешской деревушке Путим. Кто не помнит, именно в Путим забредал Швейк по дороге до Чешских Будейовиц.
А второй, последний на сегодня чешский памятник, был открыт в мае 2017 года в городе Кралупы над Влтавой. Швейк на нем портретно похож на чешского актера Рудольфа Грушинского, которого считают лучшим исполнителем роли бравого солдата, сидит на скамейке, обнимая левой рукой пса.

Бравый. В Путиме

Из новых украинских памятников можно вспомнить Швейка в Одессе. Правда, там его... похитили! И лишь буквально на днях полиция нашла воровку: дама собиралась сдать бравого Швейка на металлолом...

Одесса. Был украден