Биеннале-53: много странностей и крови

11 июня 2009, 17:54
Осмотрев павильоны, расположенные в выставочных комплексах Венеции "Арсенал" и "Джардини", "Сегодня" попыталась выделить самые занятные инсталляции.

Участниками главной Международной выставки современного искусства, 53-й биеннале, названной "Создавая миры", стали 90 художников со всего мира. Впечатлениями после просмотра с "Сегодня" поделился министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун: "Мне непонятна общая тенденция в искусстве: куда катится мир? Самыми популярными у посетителей стали работы художников, которые демонстрируют странности, насилие. Например, американец Брюс Науман (чей павильон жюри признало лучшим. — Авт.), по сути, скрепил между собой вылепленные из воска человеческие головы (при этом сложно понять, почему одна отрубленная голова залезает языком в другую отрубленную голову. — Авт.). В одном из скандинавских павильонов в кресле сидит совершенно обнаженный мужчина — к чему бы это? Также я не понял и немца Тобиаса Рехбергера (жюри признало его лучшим художником. — Авт.), чья композиция состоит из расставленных по залам шкафов и комодов из натурального дерева. В инсталляции россиянина Андрея Молодкина "Ника" фигурирует кровь: в двух прозрачных статуэтках богини победы циркулируют по отдельности кровь и нефть, образуя смешение на видеопроекции. Правда, в этом случае сочетание очень актуально, ведь нефть не добывается без крови. На общем фоне украинская инсталляция (платье невесты, которые механическая рука "пытается" замарать кровью, девушка-"привидение" на роликах. — Авт.) показалась мне очень достойной: она вызывает удивление, страх, настороженность, восхищение. Так что я горд за Украину".

Реклама

БОГИНИ ПОБЕДЫ И ФУТБОЛ. Содержание работ каждого из семи представленных художников из России было на высоте. Особенно впечатлила инсталляция "Теорема дождя" Алексея Калимы: на стенах зала — изображение толпы болельщиков, шум их голосов постепенно усиливается, превращаясь в ревущий стадион, и вдруг — все замолкает. Поразили и статуи богини Ники в соседней комнате, одна из них наполнена нефтью, другая — кровью, и все это в проекции на стене сливается в одно целое.

ВИСЯЩИЕ ГОЛОВЫ И СПЛЕТЕНИЯ РУК. Победителем биеннале ("Золотой лев" за лучший павильон) в этом году стал американец Брюс Науман. На фасадах его павильона мигали неоновые надписи-перевертыши. Мигнет красным — получается "Справедливость", затем загорается "Алчность", "Надежду" же сменяет "Зависть". А внутри Науман, для которого "Лев" — не первая высшая награда в искусстве, разнообразно соединил между собой восковые человеческие головы, живописно развесив их по залу, а также выставил изваяния рук, переплетающихся между собой, из бронзы.

Реклама

ПЛЕТЕНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ И КАРТИНЫ. В египетском павильоне посетителей на входе встречали плетеные скульптуры трехметровых женщин, а внутри разместились плетеные влюбленные и вот этот развозчик булочек. На стенах красовались картины молодых художников.

Реклама

ДОЛИНА "НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ". Именно так, вторя Николаю Носову, тут же окрестили поляну пластиковых цветов (целый зал замысловатых растений!) русскоязычные посетители. Хотя цветы и не свалились с Луны, их придумала земная немка Натали Дюрберг.

ПРОБЕЖКИ СРЕДИ ПАУТИНЫ. "Женщина, прошу вас, уйдите оттуда, мужчина, вы тоже", — то и дело вынуждены повторять посетителям смотрители главного павильона Джардини. Уж очень велик соблазн у людей побегать и поползать меж компонентов инсталляции аргентинского художника Томаса Сарасено.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию "Немиров"