Андрей Буренок: Когда ты тратишь свои деньги, ты начинаешь по-настоящему вкалывать

16 мая 2019, 14:41
Эксклюзивное интервью с основателем сервиса выгодных путешествий TripMyDream

Андрей Буренок - основатель сервиса выгодных путешествий TripMyDream / Фото: Алексей Филипов

О создании TripMyDream

- Андрей, вернёмся немножко назад в вашу жизнь. 5 лет назад, занимая должность топ-менеджера в одной из крупных компаний, вы решили создать собственный проект. Вы были успешны уже тогда. О чем вы думали в тот момент, когда поняли, что хотите делать сервис выгодных путешествий?

- Разговор со мной про успешность – это сложный разговор, потому что успехом для меня является всё. К примеру, мы вчера снимали видео, немного напортачили, но всё равно для нас это определенный успех, потому что мы можем чему-то научиться. Поэтому неуспешный лишь тот, кто сидит в своей "яме" и видит в ней исключительно навоз.

Реклама

В тот момент, когда я решил создать TripMyDream, мне просто захотелось иметь свой бизнес. Я, скорее всего, находился в такой же яме, и сидел в этом же навозе. Мне надоело быть корпоративным сотрудником и делать только то, что тебе говорят. К тому же, есть работа на кого-то в удовольствие, а есть работа на кого-то, когда ты напрягаешься каждый день. И каждый день, отправляя письмо, ты думаешь, а что будет. Вот так много лет у меня происходило с работой на кого-то. Я решил попробовать работать и на себя. Я не знал, что это будет travel. Просто однажды жизнь мне показала знак. Мы были с женой в Италии и едва не разбились на машине. И в тот момент я понял, что мой бизнес будет связан с путешествиями.

- Вы прочувствовали, что это был знак?

- Да, я понял, что это был знак. Знак и все – я хочу делать бизнес, связанный с путешествиями.

Реклама

- Скажите, делать и развивать свой собственный проект может каждый человек?

- Абсолютно.

- Или нужно обладать определенными качествами, чтобы уметь достигать целей, которые ставишь перед собой?

Реклама

- Я стараюсь не ставить целей. А называю это желаниями и приоритетами. И своей перспективой, которая меняется ежедневно. Если раньше я жил целями – допустим, заработать определенное количество денег, достичь определенного результата, то на сегодняшний день – я понимаю, что хочу вот так и я туда иду.

Я стараюсь не ставить целей, а называю это желаниями и приоритетами

По пути я могу передумать, свернуть налево, направо и вернуться обратно или вообще пойти в другую сторону. Потому что там, где есть цели, чаще всего происходят определенные ожидания. А когда ты живешь в этих ожиданиях, они начинают тебя ежедневно будить по утрам и не давать заснуть ночью или будить тебя ночью, когда ты отчаянно пытаешься уснуть.

Андрей Буренок: Я стараюсь не ставить целей / Фото: Алексей Филипов

- Хорошо, а что нужно для стартапа, по вашему мнению? С чего вы начинали – у вас были деньги, знакомства?

- Все зависит от того, какой именно бизнес планируешь создать и в какую нишу войти. Чаще всего для стартапа нужно несколько вещей: первое – это мотивация и желание что-то делать. Второе – это компетенция и навыки в этой области, либо желание получить такие "скиллы". Третье – это, скорее всего, деньги. И лучше всего – свои деньги либо близких. И четвертое – очень важное – это люди, которые будут с тобой это делать. Сам ты ничего не сделаешь. Именно команда будет ключевым моментом. Ее очень сложно создать. Потому что люди лажают, разочаровываются, женятся, рожают, уходят, просыпают, уезжают…

Совет Андрея Буренок - смотреть видео:

О страхах

- Когда вкладываешь свои деньги, всегда возникает чувство страха, что можно прогореть и ничего не заработать. Как избежать этого чувства, а также падений, которые возможны в любом бизнесе?

- Что такое страх? Ты не доверяешь жизни, соответственно из-за этого блокируешь ту энергию, чтобы жизнь через тебя проходила. И жизнь начинает тебя в эту точку бить, правда? То как бороться? Начать доверять жизни, потому что страхи абсолютно во всём. У меня они есть до сих пор. Я работаю над собой с помощью эзотерики, духовно развиваюсь очень много лет, и ежедневно у меня есть страхи, касающиеся семьи, бизнеса, чего угодно.

- То есть, вы следуете определенным знакам, которые вам посылает жизнь?

- Верно. Там, где есть страх, там есть неполноценное проявление тебя. Возможно это знак, что социальная обусловленность тебя сжала, и ты себе решил, что ты вот какой-то не такой. От этого всего нужно освободиться и просто доверится своей жизни. И всё.

- В марте 2016 года сервис TripMyDream признали лучшим трэвел-стартапом на международном соревновании Seedstars Summit 2016, которое проходило в Швейцарии. Как поменялась ваша жизнь и бизнес после этого?

- Считаю, это была закономерная случайность. У нас действительно было сложно до того момента, мы много раз хотели закрываться по многим причинам. Мы выиграли в Швейцарии, но я вам расставлю все точки над "і". Мы не получали инвестиций, мы не брали деньги. Мы как с первого дня развивались за счет собственных инвестиций, так и развиваемся за счет своих средств. Никто сторонний, кроме меня, деньги сюда не инвестировал.

Но победа в Швейцарии в 2016 году дала толчок. Мы поняли, что наш продукт кому-то интересен со стороны рыночных игроков. Мы стали интересны медиа, и это помогло достучаться до определенного потребителя и получить от него обратную связь. Моим главным инвестором является потребитель, поэтому я отчаянно пытаюсь получать обратную связь от каждого человека. Следовательно присутствую во многих соцсетях, кроме Facebook, где общаюсь с людьми и получаю конструктивную (чаще объективную, иногда субъективную) обратную связь по поводу продукта и бизнеса.

Моим главным инвестором является потребитель, поэтому я отчаянно пытаюсь получать обратную связь от каждого человека

- А кто ваш потребитель, можете его описать?

- Да, я скажу. Это больше люди с предпринимательским духом, авантюристы, которые хотят увидеть мир, получать новые эмоции и впечатления. Это люди, для которых слова "нет" не существует, а есть "хочу" – "достигну". 

Андрей Буренок: Нужно больше доверять жизни и себе / Фото: Алексей Филипов

Отличие от конкурентов и запросы украинцев

- Назовите самые популярные запросы украинцев на вашем сервисе по направлениям, вы это отслеживаете?

- Мы подключены к абсолютно всем авиакомпаниям и онлайн-продавцам и помогаем человеку не просто посмотреть билеты в одной авиакомпании или у одного онлайн-продавца, а сравниваем цены по всем авиакомпаниям и продавцам, и соответственно у нас можно найти то предложение, которое нравится. Так вот, ежедневно у нас совершается 60 тыс. поисков авиабилетов. В целом, на TripMyDream в месяц заходит 1,2 миллиона уникальных путешественников. Это много или мало?

- Это достаточно немало.

- Вот. Если отслеживать тренды по направлениям, то всегда в ТОП-5 были Вена, Стамбул, Тбилиси, Рим и Барселона. Это с вылетом из Киева. Очень многое зависит от сезонности и от того, запустил ли Wizz Air, Ryanair, МАУ какие-то новые рейсы либо сделал лоукост-тарифы. Люди готовы летать. Мы даже сделали сейчас продукт, который за 80-100 евро позволяет облететь за неделю пять городов. Это туда-обратно с вылетом из столицы.

- Есть очень много поисковых сайтов, где можно совершить поиск и покупку авиабилетов. За счет чего вам удается держаться на плаву и не потеряться среди конкурентов?

- Первое, чем мы отличаемся от всех, где люди просто ищут авиабилеты, – это то, что у нас вы можете найти и сравнить цены всех авиакомпаний и основных онлайн-продавцов. Это важно. Потому что, если вы заходите просто на онлайн-продавца или авиакомпанию, то у вас есть предложение цен только от них. А у нас вы можете сравнить предложения и найти самую выгодную цену. Второе – мы добавили лоукост-авиакомпании – например, Ryanair, Wizz Air и другие lowcost-авиакомпании, на которых мы не зарабатываем. Мы это сделали для лояльности нашего потребителя. Третье – это Travel Mеdia. Ни у кого нет тревел-медиа, ни у кого нет команды, которая заботится о своих пользователях, делая ежедневный полезный контент и рассказывая новости. При чем это не просто новости, а мы к ним добавляем полезные советы, чтобы люди это грамотно использовали. Четвертое – это наш "саппорт". Ни у кого из поисковиков нет такой поддержки, как у нас. Нам можно написать вопрос – например: я в аэропорту, у меня такая беда, что делать – и мы подскажем. И последнее – все остальные поисковики только ищут, а мы дарим эмоции. У нас огромное комьюнити, YouTube-канал, огромное количество контента, который будет полезен, даже если человек не путешествует в течении полугода. Он все равно остается с нами – либо в Telegram-канале, либо в Instagram, либо смотрит видео.

- Когда Украина заключила безвизовый режим со странами Евросоюза, вам помогло это привлечь людей, которые стали больше искать авиабилеты через ваш сервис?

- Я думаю, что безвиз, в первую очередь, помог тем, кто оформлял визы до этого и долго ждал решений. Именно эти люди начали больше путешествовать, потому что безвиз, по сути, не добавил людям денег. Что помогло тем, кто не путешествовал раньше – это приход Ryanair и введение лоукост-тарифов МАУ, а также расширение сети лоукост-перевозчика Wizz Air. Когда цены появились по 10-15 евро, тогда это смог позволить себе каждый. Но не стоит забывать, что это цены только на авиабилеты. А люди, покупая, не всегда понимают, что на месте, в том или ином городе, они потратят в 5-10-50 раз больше. 

Андрей Буренок: Все поисковики только ищут, а мы дарим эмоции / Фото: Алексей Филипов

О развитии TripMyDream

- Ваш бизнес сейчас окупается?

- Мы работаем в плюс с лета 2017 года, всю прибыль всегда реинвестируем в рост бизнеса. Вообще ничего не выводим. Сейчас окупаемость местами ближе к нулю, потому что рыночная ситуация такая, что нам нужно сделать прорыв. Когда мы оказались в очередном сложном положении, я решил, что мы возьмем Х новых сотрудников и будем пытаться расти, оптимизируя процессы. У нас Римма добавилась (редактор), Макс (SEO-специалист), Таня (SMM), Олег (PPC-специалист), мы также активно ищем продакт-менеджера, дата-аналитиков и программистов.

У TripMyDream сейчас слегка кризисный период. И если многие компании в такие периоды начинают сокращать людей, экономить на всем, то я предпочитаю собраться с силами, собрать вокруг себя команду, объяснить ей, что нужно усилиться, и этими силами выйти в новый плюс.

- Как вы планируете развивать свой сервис?

- Последние несколько месяцев вся команда держит фокус на украинском рынке. По сравнению с прошлым годом в Украине мы сделали revenue х2, то есть выросли в два раза в деньгах. Теперь хочу сделать х4, чтобы, в том числе, возможно: а) привлечь инвестиции, стать большой компанией и развиваться дальше; б) слиться с кем-то из существующих игроков е-commerсe, например Rozetka, Prom и т.д.; в) быть более привлекательным бизнесом для игроков в нише travel, таких как Booking Holdings, Expedia Group, Ctrip и других.

У TripMyDream хорошая лояльная аудитория, у нас бизнес, который сам себя окупает, без инвестиций. Если добавить в это уравнение инвестиции или ресурсы крупного игрока, можно сделать большой скачок. Бизнес-модель окупается, и с такой моделью нужно думать, как выходить на другие рынки.

Мы также активно работаем над продуктом. Хотим сделать его таким, который нужен будет не только украинским пользователям, но и станет востребованным на мировом рынке. За этим продуктом кроется много технологических челленджей. Поэтому мне в первую очередь нужна команда с сильной экспертизой и мотивацией сделать что-то очень сложное, чего еще никто не делал, а во вторую уже – финансовые средства.

О подписчиках и программе "Экспаты"

- У вас большая аудитория в соцсетях. Как ее завоевать? Что вы делаете для того, чтобы она была вовлеченной?

- Здесь нужно сказать честно. Аудитория Facebook для меня сейчас не сильно понятна, потому что я в этой соцсети не присутствую очень давно со своим персональным аккаунтом. Аудитория очень сильно поменялась с 2014 года, когда в Украине закрыли Одноклассники, ВКонтакте, и туда пришла определенная аудитория. А с другой стороны пришла аудитория, для которой важна только политика.

Если ты кому-то не нравишься – не нужно менять себя, просто не нравься

Фейсбук TripMyDream я вел лично до 100 тыс. подписчиков, сам его развивал, и делал все как для себя – думал, что мне будет полезно, зачем это мне. Второе – если не говорить только о Facebook, а это Telegram, YouTube – нужно просто быть собой. Если ты кому-то не нравишься – не нужно менять себя, просто не нравься. Ты должен оставаться самим собой. Вот так и бизнес TripMyDream, который коммуницирует во многих соцсетях, он просто является собой. Да, он трансформируется, меняется, но есть определенный тон сообщений, есть определенная информация и ценности, которые мы ретранслируем в общество путешественников. Мы делаем это как для себя, и делаем это по-настоящему.

- А были ли у вас рекорды по подпискам? Например, за неделю на ваш YouTube-канал подписалось больше тысячи подписчиков?

- Было. Если говорить о YouTube, это был выпуск "Экспаты. Бангкок". Каждый день подписывалось около 1000-1200 человек. Каждый день был стремительный рост.

- За счет чего?

- Контент. YouTube вообще интересная штука. Во-первых, по большей части, аудитория YouTube – это еще дети и подростки. Надо честно себе в этом признаться. Поэтому, если ты хочешь быть массовым продуктом с миллионами подписчиков и просмотров, тебе нужно делать продукт для детей и подростков. Это не про нас. Наша ключевая аудитория в YouTube – это взрослая аудитория (25-45 лет). Я все видео делаю для себя и для таких, как я – то, что мне нравится. У меня такой принцип – если мне не нравится, мне сложно кого-то в этом убедить.

Андрей Буренок: Я все видео делаю для себя и для таких, как я / Фото: Алексей Филипов

Большая часть моих видео – это success stories, истории людей, городов. Это не сухие факты с Википедии, а намного глубже – через эмоции, переживания, вайбы. Я вообще считаю, что после наших видео можно реально ощутить запах города, прочувствовать, как по тебе бегут мурашки от того, что происходит. Мне именно это и нравится. К слову, было у меня пару видео, где герои рассказывали как плохо в стране, как все дорого, вообщем жаловались на жизнь. И эти видео гораздо быстрее поднимались в YouTube. А знаете почему? Потому что людям хочется видеть как кому-то плохо, чтобы кто-то страдал. Люди хотят оправдания тому, что они не сделали.

Поэтому нужно делать все, что хочешь. И не важно какие будут последствия потом, только никому не вреди.

- Тяжело ли найти героев для выпусков "Экспаты", ведь не каждый готов рассказать свою историю на камеру?

- У нас два сезона. Первый сезон мы снимали в Европе. У нас был человек, который искал людей и путешествовал. Мы набили шишки, получили много опыта. Я не всем доволен. Сейчас мы ищем сами людей. У меня есть помощник Андрей, и в его ответственности лежит поиск всех героев, кастинги и т.д. Конечно, сложно находить в некоторых городах героев для программы. Мы не ищем исключительно украинцев, мы ищем русскоговорящих. Для меня, на самом деле, не важна национальность, для меня важен человек, которые может о чем-то интересном рассказать, хорошо знать город и показать в нем интересные места, а также не бояться камеры. И вот эти все четыре составляющие очень редко сходятся. Бывают конечно герои и не очень. Но есть магия монтажа.

О времени на себя и команде

- У человека, который ведет свой собственный бизнес, есть выходные и время на сон?

- Честно скажу, со сном сложно. У меня нет понятия собственный бизнес, семья, отдых. У меня абсолютно все перемешано. Мне кажется, что у моей команды должно быть точно так же – вот в чем проблема. Я хочу им донести, что это и их бизнес в том числе. А они все-таки ограничиваются. Люди мыслят так: рабочее время закончилось – ушел, а не сделал задание – и тогда ушел. И это нормально. Но мне сложно как собственнику, который живет этим всем, иногда это понять и принять. Поэтому порой во мне возникают внутренние конфликты либо непонимания с командой, но я над этим, в том числе, работаю.

Когда ты собственник, тебе кажется, что все должны так, как ты. А они ничего не должны

Люди зачастую боятся брать на себя ответственность, легче, когда за тебя решают. Просто за мной дальше никого нет, никто за меня не примет решения. Я бы хотел, чтобы люди в моей команде развивались до того уровня, когда они осознают, что это их вопросы и что это они должны принимать решения. У меня в команде сейчас 16 человек. И когда из этих 16 человек пятеро будут условно такими как ты, они будут полностью понимать свою зону ответственности. И тогда, что бы не случилось, они ее будут защищать и оберегать. Тогда эти пятеро вокруг себя смогут построить команды по 5-15 человек. И тогда я смогу отпустить.

Андрей Буренок – блиц-опрос:

- Сколько вы путешествуете?

- За 2018 год я посетил 22 страны, совершил 97 перелетов. Сейчас я вернулся неделю назад с Мальдив (интервью записывали в начале апреля – ред.), через два дня я улетаю в Австрию, возвращаюсь, и на следующий день мы улетаем снимать "Экспаты" в Китай. Потом я возвращаюсь, четыре дня в Киеве, улетаю на Бали. Прилетаю, шесть дней в Киеве, и улетаю в Южную Корею. Потом две неделе в Киеве – и в Америку. То есть я всё время путешествую. Это очень много. Я бы не сказал, что это сильно в удовольствие, в самолетах все-таки устаешь – сухой воздух, постоянно сидишь, джетлаги – прямо тяжело.

Андрей Буренок: За 2018 год я посетил 22 страны, совершил 97 перелетов / Фото: Алексей Филипов

- А куда бы вы посоветовали, в первую очередь, отправиться людям, которые только начинают познавать мир?

- Пускай едут туда, куда позволяет бюджет – везде можно найти эмоцию, абсолютно везде. В Одессу можно поехать или в Полтаву, в Чернигов.

- Какие страны точно стоит посетить? И куда бы вы вернулись еще раз?

- Я не буду советовать какие-то направления, потому что у каждого свой вкус. Это как советовать блондинку, брюнетку либо шатенку. Скажу так: после Индии меня очень сложно удивить. Поэтому летом я лечу в Бразилию, Аргентину, Перу. Возможно, какой-то адреналин получу там.

- А Индия вас чем покорила?

- Я бы вам рекомендовал больше мое видео посмотреть, потому что словами Индию сложно описать. Это страна контрастов, которая как фрукт дуриан. Знаете такой?

- Который пахнет не очень...

- Он не то, что пахнет не очень, он прямо смердит! Когда ты его открываешь, то запах еще больше усиливается. Но ты его ешь. И он живой, и в нем смешаны разные вкусы, и абсолютно каждый сорт имеет разный микс. Есть микс ананаса, крема, ванили, шоколада, авокадо и многих других фруктов и всего остального. Мне он очень нравится. Так вот Индия – такая же, очень вонючая снаружи. И такой она кажется, когда туда приезжаешь. Но через несколько дней ты начинаешь не замечать этого всего, а видишь все богатство страны и этого мира внутри.

Свое дело: советы Андрея Буренок

- К чему готовиться, если хочешь заниматься своим делом?

- Нужно быть гибким – это первое. Доверять больше жизни и себе, делать то, что тебе нравится, и не обращать внимания на осуждение публики. Все, что ты делаешь – делай для себя. Это важные жизненные вещи. А второе – это лучше делать бизнес с партнерами, и лучше будет, если ты проинвестируешь свои деньги, поверьте. На собственном опыте доказано. Когда ты тратишь свои деньги, тратишь много, ты абсолютно по-другому начинаешь вкалывать. У тебя появляется другая ответственность. Когда ты не вложил свои деньги, тебе терять нечего. Когда ты вложил свои деньги, это совсем по-другому.

- Как себя мотивировать?

- Лично мне себя мотивировать не надо. Даже иногда приходится сдерживаться, потому что во мне столько идей и желания, что мне нужно учиться, на чем подержать фокус, потому что все время хочется очень много всего сделать. У меня с мотивацией проблем нет никогда.

- И последний вопрос: как начать путешествовать, ведь многие люди до сих пор не были за пределами нашей страны, находя для этого множество отговорок?

- Встать и купить билеты. Мы всегда говорим: инвестируйте свои деньги в эмоции и путешествия, а все остальное сделает за вас TripMyDream.

Читайте также эксклюзивное интервью с основательницей самой известной украинской барахолки "Кураж Базар" Аленой Гудковой.