Нарколог рассказал об опасности выпить "по чуть-чуть" и о тех, кто не хочет лечиться

17 ноября 2013, 13:31
Специалист объяснил, что люди сами не хотят избавляться от зависимостей

Анатолий Виевский заверил, что две трети проходят кодирование / Фото: Юрий Кузнецов

В пресс-студии "Сегодня Мультимедиа" на вопросы которые интересуют наших читателей отвечал доктор медицинских наук, главный внештатный специалист МЗ по наркологии Анатолий Виевский.

"Моему сыну 18 лет, и пьет он так, что мне страшно жить с ним в одном доме: он все вынес из квартиры, приводит собутыльников, мне грубит постоянно, может и руку на меня поднять. Что делать? Мы уже и кодировать его пытались, и по врачам водили — все без толку: он просто не хочет менять ситуацию"

Реклама

— Людей, которые не хотят избавиться от зависимости, я не встречал ни разу. Комфортно алкоголикам не бывает: они страдают, причем постоянно.

Другое дело, что они часто не хотят предпринимать никаких действий. И тогда многое ложится на плечи близких. Вам нужно как можно чаще говорить сыну, как для вас горестна вся эта ситуация. Важно объяснять это максимально просто и точно. И делать это надо постоянно — до тех пор, пока он не захочет пойти к наркологу. Известно всем: пока у больного нет желания лечиться, он не выздоровеет.

Есть такой факт: две трети кодирующихся знают, что это совершенно бесполезно, но все равно проходят эту процедуру. Почему? Во многом потому, чтобы потом, когда они сорвутся, сказать: "Видите, я же лечился, но мне ничего не помогло!".

Реклама

"Тогда возникает другой вопрос: многие люди просто не верят, что врачи им помогут. Сколько врачей в стране по-настоящему готовы лечить тех, у кого проблемы с алкоголем?"

— А вот это хороший вопрос. Думаю, что, к сожалению, не больше двух-трех десятков. Большинство наших врачей — "дети" советской наркологии. Позиция ее была моралистской и напоминала этакую игру в следователя и подследственного: "Сколько пьешь в неделю? Литр? Не ври — больше!". Естественно, ни о какой настоящей помощи тут речи не идет.

"Стереотипно считается, что самая пьющая страна в Европе — Россия. Это правда?"

Реклама

— Нет, на сегодняшний день европейское первенство в этом деле удерживают страны Прибалтики и Молдова – там в среднем приходится больше 22 л чистого алкоголя на человека в год (в эти цифры входит все население — от младенцев до стариков). В Украине цифры поменьше — 12—12,5 л. Мы примерно на одном уровне с англичанами и немцами. И мы же входим в десятку стран, где пьется больше всего крепких спиртных напитков: в нашей стране на их долю приходится около 70% от всего выпитого.

"Иногда можно услышать, что сигареты — это тоже наркотик, только легальный. Так ли это?"

— Слово "наркотик" — это общее название группы химических веществ, которые воздействуют на психику. Да, никотин обладает слабым психоактивным действием, но удовольствие, доставляемое сигаретами, основано больше не на воздействии на психику, а из-за того, что никотин "играет" с сосудами. Плюс курение — это определенные ритуалы, от которых не хочется отказываться. Вот почему назвать сигареты наркотиком все же нельзя: механизм их воздействия на людей несколько иной.

"Мы с коллегами почти каждый день пьем вино после работы. Немного — бутылку на четверых. Я недавно начала замечать, что без этой традиции уже и не могу — к вечеру уже по-настоящему хочется спиртного. Признак ли это того, что мне надо обращаться к врачу?"

— Конечно, заочно определить, есть у вас зависимость или нет, нельзя — к наркологу сходить не помешает. Может, не все так ужасно, но то, что поведение у вас на работе можно назвать рискованным — скажу однозначно.

Есть понятие безопасных доз алкоголя — тех, что не вызывают привыкания. Они рассчитаны достаточно точно, и в каждой стране они свои. Чтобы не мучать людей цифрами, британские врачи все упростили и вывели два универсальных правила. Если их придерживаться, то можно считать, что проблемы с алкогольной зависимостью вам не грозят. Первое — никогда не напивайтесь до беспамятства. Второе — минимум три дня в неделю вы должны быть абсолютно трезвыми.