Алексей Дмитриев: "Папа не мог пройти и 100 метров, чтобы у него не просили автограф"

30 января 2008, 08:00
Вчера в Питере прощались со звездой "Тихого Дона" Игорем Дмитриевым. За день до панихиды "Сегодня" поговорила с сыном знаменитого актера Алексеем Игоревичем, который рассказал неизвестное о жизни отца.

Прирожденный аристократ. Игорь Борисович всегда был открытым, не кичливым, много шутил... Фото ИТАР-ТАСС

ГРАФ, ПРИНЦ И ХАН

Игорь Дмитриев родился: 29 мая 1927 года в Ленинграде. Помните, знаменитый роман Толстого "Война и мир" начинается сценой в салоне Анны Павловны Шерер? Так вот, та самая Анна Павловна является прапрабабушкой Игоря Дмитриева. Актер учился во МХАТе, имел много знаковых ролей в театре. В 1958 году у Игоря Борисовича случилась "судьбоносная роль", которая знаменовала открытие актерского дарования и незаурядный успех. Легендарный кинорежиссер Сергей Герасимов пригласил Игоря Дмитриева в картину "Тихий Дон" сыграть молодого Листницкого. А дальше — "Собака на сене", "Приключения принца Флоризеля", "Овод", "Сильва", из последних работ — сериал "Бедная Настя". Играл обычно роли статусные — графов, принцев, ханов и прочих завидных мужчин. Был женат, супруга Лариса подарила ему сына Алексея, который в свою очередь — троих внучек.

Реклама

— Алексей, все знают Игоря Борисовича, как прекрасного актера. Каким он был вне работы, в обычной жизни? Каким был отцом?

— Всегда у человека есть лицо для публики и есть, так сказать, интимное. У папы была сложная жизнь. В основном из-за того, что его "звание" не соответствовало линии партии (Дмитриев принадлежал к аристократическому роду Шерер. — Авт.). Ему всегда было трудно найти такие роли, в которых можно было проявиться в полную силу. Игорь Борисович всего пару раз играл каких-то партийных работников. Папа сам и все вокруг считали его последним аристократом. Как это проявлялось? В повадках, в образе. Я все-таки рос в необычной семье и этим обязан первым делом папе. У нас дома всегда бывало большое количество интересных людей. Мне с самого детства было гораздо интереснее быть дома, чем со сверстниками. Это был и кинобомонд, и художники, поэты, философы, расхожим словом это можно было назвать — цвет интеллигенции.

— А с кем Игорь Борисович дружил?

Реклама

С известным художником Михаилом Шeмякиным, был дружен с академиком Дмитрием Лихачевым. Папа же принадлежит к классической МХАТовской школе и его аристократизм, как вы говорите, не только от Анны Павловны Шерер, он идет еще и от окружения. И со студенческих лет он взял очень многое от классических актеров, педагогов – от Ивана Михалыча Москвина. Но все же за ним было "закреплено" некое шалопайство. Папа всегда любил всякие розыгрыши, даже я перенял его эту привычку.

— А его постоянная занятость отразилась как-то на семье?

— Папа много ездил по миру с гастролями. Его даже приглашали в советские войска, которые стояли в Чехословакии, Восточной Германии, Польше, он ездил и на строительство БАМа, был каким-то действительно народным артистом. И он очень рано начал брать меня с собой. Самое яркое впечатление из детства — поездка в Самарканду и Бухарест, отец играл какого-то очередного хана или бандита. Там нас принимали с небывалым гостеприимством. Еще один выдающийся эпизод в жизни — в 12 лет я написал первую пьесу. После всяких застолий у нас оставалось колоссальное количество бутылок. Естественно, артист Игорь Дмитриев не мог пойти стать в очередь и сдавать бутылки. Поэтому с самого раннего возраста сдавать бутылки посылали меня. И вот однажды, постояв в такой очереди часа два, наслушавшись рассказов всяких колоритных личностей, я написал про это пьесу. И эту пьесу прочитал известный тогда детский писатель Виктор Драгунский. И он сказал тогда: "Из этого мальчика может выйти толк". Но это была одна из сторон медали. Я из-за очередного стояния в такой очереди как-то не сделал уроки. И когда учительница спросила меня, почему я не выполнил задание, не думая, что в этом есть что-то предосудительное, сказал: "Сдавал бутылки". Учительница говорит: "Как? Тебя послали сдавать бутылки?" На что я ответил: "А что вы хотите? Вы думаете, мой папа, известный актер Игорь Дмитриев, будет стоять сдавать бутылки?" И тогда уже папе позвонили из школы и сказали, что будут на него влиять, мол, что это такое, отправляет ребенка бутылки сдавать?

Реклама

— Ваши замечательные дочки, внучки Игоря Борисовича, часто виделись с дедом?

— Я каждый год привозил их летом в Питер, лет с четырех-пяти. В первый раз папа повел их в цирк, он был знаком с дирекцией, поэтому девочек пустили за кулисы. Они стали смотреть на фокусников, клоунов, клетки с тиграми. Теперь говорят, что это самое сильное впечатление их детства. Второй раз он их взял на балет, там тоже он был знаком с администрацией, поэтому их сразу посадили в царскую ложу. Конечно, как только все из зрительного зала это заметили, стали задирать головы, оборачиваться назад и смотреть на Дмитриева. И я не знаю почему, одна из девочек, Дора, решила, что папа все может. И она говорит: "Деда, а ты вот этот театр можешь и купить, да?"

— Фильмы с участием Дмитриева — всеми любимы. Как вели себя люди, когда, например, встречали актера на улице?

— Когда мы с Игорем Борисовичем куда-то шли, в любом возрасте, я всегда шел на пять или шесть шагов отставая. Потому что люди, которые встречали его, начинали обмениваться впечатлениями, когда он уже прошел, а я только мимо них проходил. Это было жутко интересно слушать: "Это Дмитриев!" — "Не может быть!" — "Точно? Ты думаешь?" Он был очень популярен, легко узнаваем, во многом и благодаря своей неординарной внешности. Я помню, дочки мои тоже говорили, что дедушка не может пройти и ста метров без того, чтобы у него не попросили автограф.

— Игоря Борисовича всегда окружали красивые женщины. Как реагировала на это ваша мама?

— У папы было очень большое количество поклонниц, и совсем недавно он начал писать такие игривые мемуары, всякие проказы. Называлось это все "Мой Декамерон". Но, к сожалению, он их не закончил… Но папа, как любой актер, был не равнодушен к славе, и это накладывала на мою маму определенные обязательства. То есть она должна была соревноваться по уровню обожания и восхваления с довольно большим количеством женщин. В особенности ей было трудно, потому что она знала Игоря Борисовича не только таким, каким он был перед кинокамерами, но и как обычного человека.

— В прошлом году ваш отец справлял свое 80-летие. Как прошло празднование?

— Да, это было 29 мая. А в мае у меня как раз родилась третья дочка, поэтому я не смог приехать к папе. А люди поздравляли два дня! Но уже тогда он чувствовал себя не очень хорошо и должен был, то что называется умерить пыл. Папа вынужден был отказаться от чествования в театре, то есть это был сугубо домашний праздник.

— Игорь Борисович c киноэкрана всегда заряжал позитивной энергетикой какой-то особой. И в жизни такой был?

- Да, вы знаете, на него всегда выходили люди каким-то чутьем и просили о помощи… как будто знали, что он не откажет. Его близкий друг, Олег Белов, всегда говорил: "Игорь, ну откуда они это про тебя знают?" То есть не смотря на свой внешний аристократизм, он был очень доступным. И у него колоссальное количество друзей среди людей, которые к театру и кино не имеют никакого отношения. У него было много знакомых среди военных, которых он заводил, приезжая в разные части с киноконцертами от киностудии "Ленфильм". То есть он был абсолютно доступным, не кичливым, а люди это чувствовали.

— Какое самое яркое воспоминание об отце врезалось в память?

— Папа всегда и всех любил разыгрывать. С одним известным артистом он устроил такую штуку. У последнего была привычка снимать обувь под столом. И папа в один прекрасный день на каком-то торжестве выкрал у него эти туфли. И вот торжественная часть кончилась, и все встали из-за стола, а тот — сидит. Сидел, пока все не разошлись. Но по-доброму шутил Игорь Борисович.

Еще случай произошел на Новый год. 31 декабря папа шел по улице, его пригласили в гости. Когда он уже подходил к дому, видит: стоит машина, которая чинит фонари. Он дал ребятам 5 или 10 рублей, залез в эту люльку машинную, показал окно, куда надо подняться, они его и подняли. А там, за стеклом, сидит уже компания за столом, а тут в окно снаружи стучат — и папа машет там руками, как будто он взлетел. На розыгрыши он был мастер.