Ахеджакова поселилась в лесу, а Гафт залез в зеркало

28 октября 2009, 07:43
Завтра премьера фильма "Книги мастеров".Режиссер Вадим Соколовский приехал в Киев, чтобы лично представить свое детище.

"Книга мастеров", Россия, 2009

В сказочном царстве, тридесятом государстве стояла деревенька мастеров удивительных, а в ней — барская усадьба: с колоннами и мезонином. Хозяин усадьбы (Леонид Куравлев, "Афоня") — старый плут и самодур ("Всех выпорю!"), души не чающий в своей свиноподобной дочурке Клаве. А та — возьми да и влюбись в молодого мастера по резьбе из малахитового камня Ивана (дебютант Максим Локтинов). А почему влюбилась? Да потому, что парень вытащил ее из обеденного котла малохольной бабушки Яги (Лия Ахеджакова, "Ирония судьбы"). При этом сам Ваня тоже "пострадал" — утонул в глазах прекрасной яговской внучки Катерины (Мария Андреева, "Перестройка"), а по совместительству дочери Каменной княжны (Ирина Апексимова, "Святой"). Княжна эта — то ли из-за неустроенной личной жизни, то ли просто устав от работы (думаете, легко творить зло?) ненавидит весь мир, а особенно мастеров по камню. Ведь по преданию они своим искусным умением должны освободить Княжну из башни, в которою та заключена старинным проклятием. В общем, Ваня попал: с одной стороны барская дочка, на которую без принятия на грудь взглянуть страшно, а с другой — родня Кати (ведьму тещу так вообще надо или спасать, или пускать в расход). И ведь это еще не все! В Бескрайнем лесу парня попытается соблазнить кащеева невеста Русалка; норовистый конь, интеллигентно хихикая, поинтересуется, не тот ли он самый Иван-дурак; а сам "чахлик невмирущий" (Гоша Куценко, "Антикиллер") будет отчаянно ревновать, плакаться над своим яйцом и "зажимать" драгоценные камни.

Реклама


Лысый Кащеюшка со своим сокровищем

Вы не поверите, но это действительно сказка. Добрая, смешная, искренняя. Как это было когда-то. Без единой шутки ниже пояса. С любимыми актерами. Да уже только за то, что создатели фильма свели в одной картине Ахеджакову и Куравлева, их надо в щеки расцеловать! Так ведь не просто свели, а дали показать себя во всей красе: Лия Меджидовна, отчитывающая каменных воинов: "Опять приперлись, еды нет", смешна и прекрасна до слез. Впрочем, как и Куравлев, отправляющий группу балбесов на поиски похищенной дочери: "Вперед, орлы!". А зеркало, которое сыграл… Валентин Гафт ("Гараж"), вещающее с непередаваемым одесским говорком: "Че вы мне мотаете нервы? Я не могу так работать".


Говорящее зеркало-Гафт из Одессы

Реклама

А Михаил Ефремов ("12") — 34-й богатырь из сказки Пушкина о дядьке Черноморе, которого из этой сказки удалили, потому что он выбивался из рифмы. Я уже молчу о достойных спецэффектах (правда, слегка слизанных из "Властелина колец" — к примеру, обитель Каменной княжны — не что иное, как Мордор и башня Сарумана). Но главное — фильм наверняка придется по душе как детворе, так и взрослым, для которых по всему экрану рассыпана щедрая порция приколов. На мой взгляд, сказка удалась. Причем безо всяких там комов.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ

ВАДИМ СОКОЛОВСКИЙ: "Я БОЯЛСЯ КУРАВЛЕВА. ВЕДЬ ОН ЛЕГЕНДА — АФОНЯ ВО ПЛОТИ"

Реклама

— Вадим, поделитесь, как вы, человек, за чьими плечами, по сути, лишь несколько сериалов (например "Неотложка 2". — Авт.), получили карт-бланш на съемки проекта бюджетом в $8 млн. да еще и такой роскошный актерский состав в придачу?

— Лично я знаю три варианта прихода режиссера к полному метру: из рекламы, с телевидения и со своим сценарием. У меня — третий вариант. К тому же я в кино далеко не новичок — больше 20 лет в этой сфере. Просто до этого я в основном занимался продюсерской деятельностью. Пока в один прекрасный день не написал сказку и не пришел к ней в студию "Дисней".

— Принято считать, что в любой картине продюсеры — это такие себе денежные мешки, которые лишь ограничивают творчество автора в полете его мысли...

— Вы знаете, я резко против разделения кино на авторское и продюсерское. Продюсер — тот же автор картины. Я и он работаем в одной связке. Мы оба делаем продукт, который будет развлекать зрителя. Мы оба заинтересованы в том, чтобы он окупился. Так что палки в колеса мне никто не ставил.

— Фильм выглядит богаче своего предполагаемого бюджета — поговаривают, что он все-таки обошелся значительно дороже...

— Честно говоря, я вообще не имею права называть цифры бюджета... Могу лишь сказать, что во многом этот эффект "более дорогой картинки" — результат того, что мы имели доступ к производственным ресурсам студии Никиты Михалкова "Три Тэ". А ребята, работающие там, умеют сделать красиво.

— Как вам работалось с легендами советского кино?

— Вы не поверите, я до дрожи боялся Леонида Куравлева! Ведь кто я и кто он. Легенда: Афоня во плоти. Я беспокоился, что он возьмет и скажет: "Ты там сходи покури, а мы тут все сами сыграем". Ничего подобного не было. Куравлев — это глубочайший профессионал своего дела, находящийся в прекрасной актерской форме. Знаете, почему его сейчас так редко можно увидеть в большом кино (в последний раз — в 2005 году в "Турецком гамбите". — Авт.)? Думаете, потому что его никто не зовет сниматься? Нет! Его заваливают приглашениями, но он не соглашается на них, потому что там везде кровь и насилие. Он крайне избирателен в этом смысле. Потому мне так дорого, что он согласился сняться в моей сказке.

— У вас также сыграли Михаил Ефремов и его сын. Папа сильно отпрыска контролировал?

— К счастью, они не встречались на площадке. А то лбами столкнулись бы две бури (смеется).