Знаменитый Незнайка рождался под чарку и говорил на украинском

18 августа 2012, 11:51
Известному персонажу исполняется 60 лет. Носов написал свое произведение под Киевом, срисовав главного героя со своего сына

В Союзе было сложно найти ребенка (да и взрослого), который не читал бы трилогию Николая Носова о Незнайке. Этого коротышку (росточком с огурец) в широкополой шляпе и брюках канареечного цвета обожали за то, что он не был "пионером — всем детям примером". В Незнайке буквально кипела жажда жизни, открытий и здорового хулиганства. При этом он был умным и добрым. И детворе было приятно отождествлять себя с таким героем. Так вот, этому поистине культовому персонажу нынче стукнуло 60 лет!

А началось все в далеком 1952-м году — в поезде. События тех дней реконструировал редактор журнала "Барвинок" (именно в нем — в февральском номере за 1953-й год впервые выйдет "Незнайка") Василий Воронович: "В купе Николай Носов разговорился с киевлянином Богданом Чалым — тогдашним редактором "Барвинка". Чарка за чаркой — и писателя потянуло на откровения: он рассказал Чалому, что давно уже вынашивает историю о маленьком народе, живущем в сказочной стране. Но все не решается к ней приступить. Тогда Богдан Иосифович, что называется, взял быка за рога: "Как только ты добираешься домой (писатель ехал в Ирпень Киевской области — навестить родственников), то садишься за стол и начинаешь писать. Я буду печатать тебя у себя в журнале".

Реклама

ФОТО: Знаменитому Незнайке исполнилось 60 лет

Так все и вышло. Николай Николаевич работал (первые главы писал в Ирпене, остальные — в Москве), потом пересылал тексты в редакцию, где их переводили на украинский (этим занимался Федор Макивчук — редактор юмористического журнала "Перець") и печатали. "Как-то разговаривал с москвичами, — смеется Воронович, — рассказал им, что впервые "Незнайка" вышел на украинском, а уже потом — на русском ("Барвинок" параллельно выпускался на двух языках). Эта версия им не понравилась, и они все равно написали, что первая публикация была на русском".

Реклама

Отдельной книгой первая часть трилогии вышла лишь в 1954 году, вторая — "Незнайка в Солнечном городе" — увидела свет в 1958 году (сначала в журнале "Юность", а потом и в твердом переплете). Третья часть трилогии — роман-сказка "Незнайка на Луне" — впервые была опубликована в журнале "Семья и школа" в 1964—65 годах. Отдельным изданием книга вышла в 1965-м.

Что интересно, своего Незнайку Носов... позаимствовал из книги "Удивительные приключения лесных человечков" писательницы Анны Хвольсон (была невероятно популярна до революции). В свою очередь, творение Хвольсон было вольным переводом комиксов канадского писателя Палмера Кокса.

Но не спешите обвинять писателя в плагиате (а то разобьете свою последнюю веру в людей: наш "Буратино" — на самом деле их "Пиноккио", а "Волшебник изумрудного города" — некий "Удивительный волшебник из страны Оз") — у Хвольсон он взял лишь имя героя (причем не главного, а проходного) и его миниатюрный рост. Все остальное — фантазия и наблюдательность автора.

Реклама

К примеру, внешность Незнайки он явно срисовал со своего сына Петра: вьющиеся, непослушные волосы, да и по характеру он тоже был тем еще непоседой. Кое-что срисовал и с себя: любовь к шляпам и умение "присочинить". А название Цветочного города — явная отсылка к Цветочной улице в Ирпене, где писатель провел свое детство.

О Незнайке Носов всегда говорил так: "Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время".

ПЕРВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К "НЕЗНАЙКЕ" 

ЖУРНАЛ "БАРВИНОК"

 

Впервые герои Носова увидели свет на страницах украинского журнала "Барвинок" под названием "Приключения Незнайки и его товарищей". И образ главного коротышки, созданный тогда художниками Виктором Григорьевым и Кирой Поляковой, существенно отличался от того, к которому мы все привыкли. Во-первых, Незнайка носил не широкополую шляпу-колпак, а беретик с "хвостиком". Во-вторых, он предпочитал не классические "взрослые" брюки, а детский комбинезончик. И в третьих, он был куда более пухлощеким — таким себе пышечкой. Сами художники были супругами — познакомились в 1949-м. Вместе работали над иллюстрациями к любимым детским сказкам — Буратино, Чиполлино и многим другим.

В СЕМЕЙНОМ ГНЕЗДЕ

В Ирпене, где будущий писатель провел свои детские годы, сохранился домик его семьи. Нам его любезно показала историк города Елена Плаксина. "Носовы выкупили делянку земли у помещика Сагатовского и стали ее застраивать. В дом въехали в 1911 году, когда Коле исполнилось 3 года", — говорит Плаксина. — В доме были три комнаты и веранда. А вокруг — множество цветов, которые выращивала мать Николая Варвара Петровна". К сожалению, визит к дому расстроил историка, да и нас тоже. К нему сделали пристройку и разделили на две половины — между двумя хозяевами. Весь перекошенный и в трещинах — без должного внимания долго он не простоит. 


Домик Носова в Ирпене. В 30-х годах (сверху) и сейчас (внизу). Фото Г. Салай 

ПИСАТЕЛЬ И КИЕВ: ЗАБЫТЫЙ ГОРОДОМ 

Как ни странно, но у нас до сих пор мало кто знает, что знаменитый писатель Николай Носов — киевлянин. Он здесь родился и учился — пока не уехал в Москву. В Киеве до сих пор существует здание, в котором он грыз гранит науки — тогдашняя гимназия Стельмашенко (Рыльский переулок, 10). Как пишет Михаил Кальницкий в своей замечательной статье "Киев незнайкиного папы" (на сегодняшний день наиболее полное исследование на тему): "Коля учился на первых порах довольно-таки слабо, даже оставался на второй год". А в аттестате (он сохранился в архивах) за первый класс у него была аж единственная пятерка — по поведению.

Довелось Носову поучиться и в школе, занимавшей бывшее Реальное училище (Большая Житомирская, 2 — ныне здание Дипломатической академии). И в Художественном институте (ул. Смирнова-Ласточкина, 20), в котором Николай Николаевич занимался фотографическим делом до 1929 года.

Но самое главное, в городе до сих пор стоит особняк, в котором семье Носовых после революции выделили часть бывшей генеральской квартиры. Это симпатичный пятиэтажный дом на улице Саксаганского (под номером 84—86). Надо ли говорить, что на нем (как и на гимназии) до сих пор нет мемориальной таблички. 

ПАМЯТНИК НОСОВУ — С ЛЮБИМЫМ ГЕРОЕМ

 

Киевлянин Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года и был похоронен на столичном Кунцевском кладбище. Памятник ему поставили скромный — обычную стеллу с портретом писателя. А рядом — гранитный камень, на котором изобразили... Незнайку. Говорят, так захотел сын Николая Николаевича, Петр, которого подзахоронили к отцу в 2002-м году. Тогда же и обновили фигурку коротышки (раньше он стоял по стойке смирно и как бы разводил руками). В новой версии Незнайка куда-то стремительно несется (на фото).

Увековечить память писателя думали и в Ирпене. На что власти дали свое добро. Местные энтузиасты кинули клич скульпторам и выбрали наилучший вариант. Проект-победитель выглядел так: бронзовый Носов восседает на скамеечке, а у него на коленке — Незнайка. За плечами Николая Николаевича взлетает воздушный шар, из корзины которого выглядывают малыши: Винтик и Шпунтик, Пилюлькин, Авоська и Небоська, Гусля и Тюбик. Памятник планировали поставить в центре города — возле детской библиотеки. Но, как это часто бывает, власти вдруг поостыли к идее, и Носов остался без памятника. 

ТРИ ГЛАВНЫХ ХУДОЖНИКА НОСОВА 

АЛЕКСЕЙ ЛАПТЕВ

Лучший иллюстратор Носова — его рисунки к "Приключениям Незнайки и его друзей" считаются образцово-каноническими. После него все остальные художники уже просто развивали тот образ Незнайки, который придумал Алексей Михайлович. Сотрудничал с журналом "Веселые картинки" с момента его основания. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. 

ГЕНРИХ ВАЛЬК

Знаменитый карикатурист и график — долгие годы работал в "Крокодиле". Работы преимущественно черно-белые — всего Генрих Оскарович проиллюстрировал около ста книг. Для трилогии Носова нарисовал "Незнайку на Луне" — около 217 иллюстраций. Кстати, Вальк — один из самых ранних художников Носова — именно он оформлял в 1945-м первую книгу писателя — сборник "Тук-тук-тук". А в 1951-м его же повесть "Витя Малеев в школе и дома".

 

АЛЕКСАНДР БОРИСЕНКО

Из всех художников-иллюстраторов Носова, работы Борисенко котируются у фанатов меньше всего. Основная причина: "Он не создал ничего нового, просто взял и "раскрасил" Незнайку, которого создал Генрих Вальк". При этом, как ни странно, но основной массив переизданий книги в 90-х и начале 2000-х выходил именно с иллюстрациями Борисенко.

 

НЕЗНАЙКА: СУВЕНИРНЫЙ

 

О том, что Незнайку по-прежнему любят и помнят, свидетельствует обилие сувенирной продукции с этим героем. Помимо многочисленных календариков, открыток и значков, выпускались также марки (самая известная вышла в России в 1992-м — на фото), конверты (выпускались в 2008-м — к столетию со дня рождения писателя). В том же году — в серии "Выдающиеся личности России" — вышла серебряная юбилейная монета с Николаем Носовым и цветным изображением Незнайки и Винтика. Образ Незнайки активно использовался в оформлении российского павильона на международной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (комиксы для детей с участием главного коротышки были популярны в Китае в 90-х годах прошлого века). Что, кстати, вызвало недовольство тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Суть его претензий: "Подмена инновационного потенциала и модернизационных амбиций Новой России небылицами по мотивам сказки Носова".