Завтра исполняется 40 лет после смерти украинца, открывшего антибиотик от туберкулеза

15 августа 2013, 21:04
Зельман Ваксман – один из двух выходцев из Украины, ставших лауреатами Нобелевской премии по медицине

Зельман Ваксман. Фото krugosvet.ru

Сегодня, когда все "отдушины" нашей жизни заполонили политика и политики, хочется сказать: люди, тем, что мы такие, какими есть сегодня, мы обязаны науке и ученым. Особенно это касается медицины. Тем, что мы живем значительно дольше, нежели наши не столь отдаленные предки, мы обязаны, прежде всего, вакцинам и антибиотикам.

Немногие знают, что впервые слово "антибиотик" было произнесено великим выходцем из Украины, Нобелевским лауреатом Зельманом Абрахамом Ваксманом. Он родился 2 июля 1888 года в местечке Новая Прилука Липовецкого района Винницкой области, эпизодически проживал с родителями в Виннице, приезжал сюда после революции.  В этом году исполняется 40 лет со дня смерти этого великого человека, который включен в число 100 благодетелей мира. В Виннице в 2003 году была проведена международная конференция, посвященная этому великому человеку, а в месте его рождения поставлена памятная стелла. Однако, к сожалению, до сих пор очень мало людей знают о нем, хотя только двое выходцев из Украины (И.И.Мечников и З.А.Ваксман) получили высокое звание Лауреата Нобелевской Премии в области медицины. У украинцев и, тем более винничан, есть все основания гордиться таким соотечественником и сожалеть о том, что на родине ему крайне мало было воздано при жизни и практически совсем ничего – после смерти.

Реклама

В истории медицины есть немного личностей подобного масштаба. Именно с Ваксмана началась эра химиотерапии туберкулеза. И хотя он считал себя "ученым почвы", микробиологом, весь цивилизованный мир его знает как ученого, открывшего стрептомицин – первый препарат для целенаправленного лечения туберкулеза, а также помогающий при многих других воспалительных заболеваниях.

Нужно напомнить, что для евреев тогда существовали "зоны оседлости", поэтому и жили они не в городах, а в селах, местечках, где создавали свою инфраструктуру, работали, отсюда выезжали в мир и пр. Ваксман окончил местный хедер (еврейская начальная религиозная школа), учился в Виннице и Одессе, и отсюда начал свой путь "наверх" в науке, ибо по законам царской России,  возможность получить хорошее образование у него была минимальной. С целью продолжить образование, Ваксман, используя помощь живущих в США родственников, эмигрировал туда. В 1911 году он поступил в сельскохозяйственный колледж при Рутгеровском институте, выиграв конкурс на государственную стипендию. Окончив его в 1915 году и получив степень магистра, он  был назначен помощником в отдел биологии почвы. В этом же году он стал гражданином США. В 1916 году он получает ученую степень "магистра" наук, а в 1918 году – степень доктора наук.

В 1916 г. Ваксман женился на Деборе (Берте) Митник, которая по его настоянию эмигрировала из его родного села Новая Прилука. Жена станет ему хорошим другом и помощником, сопровождая и поддерживая его во всех делах. Позже в семье Ваксманов родился сын, названный Байроном. 

Реклама

Отметим, что именно Байрон Ваксман в 2003 году в числе группы ученых из США приехал в Винницу, присутствовал при открытии памятной стелы, участвовал в юбилейной конференции, посвященной Зельману Ваксману. В преклонном возрасте он, никогда не бывавший в России или Украине, специально выучил русский язык и спел при открытии памятной стеллы украинскую народную песню. Тысячи людей не могли сдержать слез.

В 1918 г. Ваксман получил степень доктора философии. В1925 г. был назначен адъюнкт-профессором, в1930 г. – профессором по микробиологии почвы и в1943 г. – профессором микробиологии и заведующим отделом. В 1949 году Ваксман при Рутгеровском университете предложил основать институт микробиологии, впоследствии став его директором. В 1951 году были завершены все формальности относительно  создания института.

В 1932 г. Американская национальная ассоциация по борьбе с туберкулезом обратилась к Ваксману с просьбой изучить процесс разрушения палочки туберкулеза в почве. Было замечено, что трупы болевших туберкулезом после длительного пребывания в земле как бы "санируются", очищаются от инфекции. Ваксман не исключал, что к этому причастны актиномицеты. К этому времени он накопил богатый научный опыт относительно изучения почвенных грибов, актиномицетов. Им была создана научная группа, включавшая, в основном, молодых ученых и исследователей. Он и сотрудники его группы изучили около 10 тыс. различных почвенных микробов в поисках антибиотиков, которые могли бы разрушать бактерии, не причиняя вреда человеку. В1940 г. исследовательская группа выделила актиномицин, оказавшийся высокотоксичным антибиотиком. Спустя еще два года ученые открыли стрептотрицин – антибиотик, высокоэффективный в отношении возбудителя туберкулеза. В1943 г. исследователи обнаружили стрептомицин в штамме актиномицетов. После нескольких лет тестирования и доработки в1946 г. стрептомицин стал широко использоваться. Этот препарат оказался особенно ценным, т.к. был эффективен в отношении бактерий, устойчивых к сульфаниламидным препаратам и пенициллину.

Реклама

Наработанная группой ученых, руководимых Ваксманом, технология позволила в дальнейшем создать ряд новых антибиотиков: actinomycin (1940),  grisein (1946), неомицин (1948), fradicin, candicidin, candidin, и другие.

Ваксмана отличало умение найти и сплотить вокруг себя талантливых людей, увидеть и выделить среди массива научных данных наиболее важное. Ваксман также обладал серьезным организационным талантом, умел выгодно представить свои исследования и получить для них финансирование. Не получив вначале финансирования от правительства, Ваксман нашел его в Фонде Содружества Наций и других неправительственных организациях. Большую роль в практической реализации полученных результатов сыграло сотрудничество Васкмана с известной фирмой "Мерк и Компания", (сейчас  – международный концерн "MSD",  – лидер в производстве противоаллергических, противоастматических и многих других фармакопрепаратов), которое дало возможность не только получить промышленные образцы стрептомицина, но и начать его широкую продажу. Нельзя не отметить, что и сегодня фирма  "МSD" делает очень многое, чтобы развивать различные отрасли медицинской науки и практики, в том числе и в Украине. Клинические испытания стрептомицина проводились во всемирно известной клинике братьев Мейо.

По данным медицинской литературы, стрептомицин в первые годы его применения "поднимал" даже обреченных на смерть больных туберкулезом. Он стал широко применяться и для лечения других инфекционных и воспалительных заболеваний. 3-4 десятилетия комбинация пенициллин+ стрептомицин была практически единственной в нашей и других странах при лечении пневмоний, многих инфекций и пр. И сейчас стрептомицин "служит" фтизиатрам, хотя существуют и более эффективные препараты для лечения туберкулеза. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что этот препарат спас сотни миллионов жизней.

В 1952 г. Ваксман был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине "за открытие стрептомицина, первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза". В речи при вручении премии Арвид Волгрен из Каролинского института отметил, что "в отличие от открытия пенициллина профессором Александером Флемингом, которое было в значительной степени обусловлено счастливой случайностью, открытие стрептомицина было результатом длительного, систематического и неутомимого труда большой группы ученых". Заметив, что стрептомицин спас уже тысячи человеческих жизней, Волгрен приветствовал Ваксмана как "одного из величайших благодетелей человечества".

В 1950 г. Ваксман стал кавалером ордена Почетного легиона. Ему были присуждены почетные докторские степени университетов Льежа и Рутгера; он был членом Национальной академии наук США, Национального исследовательского общества, Общества американских бактериологов, Американского научного почвоведческого общества, Американского химического общества и Общества экспериментальной биологии и медицины. Кроме этого Ваксман стал почетным профессором университетов Liиge, Афин, Pavia, Мадрида, Страссбурга, Иерусалима, Gеttingen, Perugia, Keio (Лаком), нескольких американских университетов и колледжей, почетным членом различных обществ в  США, Дании, Нидерландах, Канаде, Швеции,  Израиле, Италии, Испании. Он был с почетом принят президентами Израиля, Испании, Югославии, в  королевских семьях Швеции, Японии.

Следует сказать, что помимо открытия стрептомицина и других препаратов известны серьезные его исследования в области микробиологии почвы, микробиологической защиты днищ суден, точной аппаратуры и мн.др. Он издал свыше 400 научных работ, в том числе написал 18 книг. Уйдя на пенсию в1958 г. он основал фамильный благотворительный фонд, который имел представительства во Франции, Италии и Японии. Впоследствии фондом руководил сын Ваксмана Байрон,  ставший профессором в области микробиологии, опекунами фонда были почти постоянно члены семьи Ваксмана (жена, внуки). Необходимо отметить, что Дебора Ваксман была весьма образованной женщиной, постоянно контактирующей с представителями искусства, что способствовало авторитету семьи и  фонда.

Большую часть средств, поступающих ему за использование стрептомицина, Ваксман направлял на развитие института, научных исследований. Определенная часть средств шла  на поддержку ученых, студентов,  эмигрировавших из СССР.  Ваксман был патриотом страны, в которой родился. Он постоянно поддерживал эмигрантов из СССР, старался создать им условия для адаптации в США. В 1924 году Ваксман с женой приехали в Россию, далее – в Винницу и затем – в Новую Прилуку. Родина поразила их запустением, разрухой, нищетой. В 1956 году Ваксман приезжал в СССР с лекциями, здесь публиковались его работы. Украина работ Ваксмана, насколько нам известно, не публиковала.

Ваксман умер 16 августа 1973 г. в Хайенисе (штат Массачусетс).    Успехи в лечении туберкулеза, достигнутые во многом благодаря созданию эффективных противотуберкулезных препаратов, в период с 30 по 80 годы минувшего столетия привели к существенному снижению эпидемии этого заболевания во всем мире.

16 августа этого года исполняется 40 лет со дня смерти нашего великого земляка. Говорят, что человеческая мысль материальна и возможно ей удастся "достучаться" до сердец и сознания тех, кто у нас принимает решения ?  Возможно, наконец, появится понимание того, что не политики, а наука и ученые  обеспечивают цивилизационный прогресс. И в первую очередь именно о них должны знать потомки.

Б.М.Пухлик,  профессор, председатель фонда имени Зельмана Ваксмана