Юбилей "Группы крови": Как Виктор Цой стал героем

26 октября 2013, 08:57
25 лет назад вышел один из главных альбомов русского рока

Реклама

Наверное, во всей российской культуре есть два главных героических персонажа с гитарой наперевес — Владимир Высоцкий и Виктор Цой. Цой, конечно, гораздо моложе, да и человек абсолютно другого поколения, но героизма от этого в его песнях не стало меньше.

А настоящим героем от русского рока Витю Цоя сделал легендарный альбом "Группа крови", который вышел ровно 25 лет назад. На самом деле начиналось все с чувства обиды: где-то к 87 году Виктор стал писать очень милые песни о любви — таких тогда, в разгар перестроечной вакханалии со всеми ее протестными веяниями, не писал никто. Новые песни Цоя, хоть и не в духе времени, были отличными — трогательными, невинными и, как всегда, очень точными. "Братская любовь", "Любовь — это не шутка", "Когда твоя девушка больна" — никакой натужности, все очень легко, понятно и просто тепло.

Виктор вместе с музыкантами "Кино" спел их на очередном фестивале Ленинградского рок-клуба — и народ эти песни не принял. Цой ужасно страдал по этому поводу, именно тогда и принял решение переехать в Москву. Не хотите песен о любви? Что же, получите то, что вам нужно — песни, которые бьют молотком по голове. Близкий друг Цоя Борис Гребенщиков вспоминал: "Витя действительно ужасно переживал. Если не желаете песен о свете и любви — получите песни о войне! И Витька так выдал "про войну", что сразу вошел в историю. Но для меня это потеря, потому что до этого он писал песни с чувством юмора, которые у нас не прочли". Да, в альбоме "Группа крови" даже есть песня под названием "Война" (помните строки: "Земля, небо — между землей и небом — война"?), но все эти песни не о войне в буквальном смысле. Не об окопах и бомбардировках. А о войне отдельного человека со всем остальным миром.

Реклама

Главная песня тогдашнего нового альбома "Кино" — заглавная "Группа крови" — как раз об этом. Материал записывался с большими усилиями и часто безрезультатно на домашней студии у молодого питерского гения звукозаписи Алексея Вишни. Потом — на квартире у барабанщика "Кино" Георгия Гурьянова в Купчино, спальном районе Ленинграда. Это была трехкомнатная квартира в девятиэтажном доме — именно здесь был записан, возможно, главный альбом русского рока. Очень лаконичные аранжировки, абсолютно ничего лишнего — ровные гитарные линии, электронные барабаны без особых изысков. Тексты песен, которые уже никакие не тексты, а самая настоящая поэзия.

Многим казалось, что Цой очень повзрослел буквально за год. Ну ведь правда — у него даже голос изменился до неузнаваемости по сравнению с первыми альбомами "Кино" вроде "45", "Начальник Камчатки" или "Это не любовь". В новых песнях не было прежней дворовой романтики, только стойка героя с гордо поднятым подбородком. Но, в отличие от двух последних записей группы "Кино" — "Звезда по имени Солнце" и "Черный альбом", — в некоторых песнях еще сохранилось чувство юмора. Например, в "Прохожем" или "Бошетунмай".

Потом Цой своими песнями поставит себе памятник при жизни, снимется в культовой "Игле" (кстати, картина не устарела — и сейчас смотрится очень даже современно), будет вместе с группой давать сотни аншлаговых концертов по всему Союзу... Ну а потом, как и положено настоящему герою, погибнет молодым. 

Реклама