Если прежде родителей волновало только, чем накормить и во что одеть своего ребенка, то теперь их все чаще интересует внутренний мир малыша, особенно если в его поведении что-то настораживает. Лучшая возможность "заглянуть в душу" — попросить ребенка нарисовать свою семью. Ведь именно семья является главным "строительным материалом", из которой ребенок складывает "модель" своего дальнейшего взаимодействия с окружающими. "Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые, — говорит детский психолог Ольга Сташук. — Особую значимость для них приобретают реакции, которые не поняты и не приняты взрослыми. Случайное сплетается с несовместимым. В итоге создаются фантастические образы и собственные "теории", которым и живет ребенок".
КАК ПРОВЕСТИ ТЕСТ. Вместе с детским психологом Стефанией Федорчук, мы выдали малышам стандартный лист бумаги, цветные карандаши и попросили: "Нарисуй свою семью". "Важно не напоминать, кто входит в состав семьи, — уточнила Стефания Богдановна. — Пусть рисует что хочет, хоть зверюшек — это все информация". После были заданы наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ. "Не следует делать тест после ссор и встрясок, — говорит психолог. — Если малыш отказывается — отложите. Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, просто незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. Не поправляйте и не комментируйте в момент рисования: "Ты забыл нарисовать папу", "Нарисуй глазки" и т.д. Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — этот тест для ваших раздумий. Не паникуйте, если в рисунке появятся тревожные элементы — повторите тест еще 2—3 раза с промежутком в несколько дней. Выявите повторения и по ним стройте выводы".
ВСЕ ХОРОШО, ЕСЛИ
— присутствуют все члены семьи
— нарисовано их общее действие
— адекватное соотношение между персонажами по размеру (ребенок меньше родителей)
СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ
— отсутствие рук, ног у образов
— диспропорция: ребенок выше и больше всех, или, наоборот, очень маленький по сравнению с остальными персонажами
— лишние элементы в рисунке
— агрессивное выражение лиц
ПОРА БИТЬ ТРЕВОГУ
— наличие большого количества лишних предметов
— сильное надавливание и нанесение линий
— люди в образе животных
— место возле ребенка занимают не родные люди
— отсутствие самого ребенка на рисунке
А ЧТО ПОТОМ? "Если рисунок констатирует тревожность, пересмотрите отношения с ребенком, — советует Стефания Федорчук.- Придумайте совместное с ребенком дело (кроме похода в садик, просмотра ТВ и других обыденностей). И почаще обнимайте малыша, как минимум 8 раз в день!"
Благодарим Боярский детский сад №2 за помощь в подготовке материала