Владимир Епископосян: "Барбару Брыльску раздевал, читая стих про Ленина"

16 октября 2012, 14:38
Популярный актер рассказал, как ему мухи помогали в эротических сценах и как он отмечал юбилейную смерть на экране

Актер Владимир Епископосян

 НАЧАЛО: Владимир Епископян: "За свои 62 года я уже 51 раз умирал на экране"

Продолжение

Реклама

— В материальном плане, судя по вашей востребованности, все у вас было благополучно?

— Да у меня никогда особых запросов и не было. Я придерживаюсь мнения одного из восточных мудрецов, который сказал, что человеку ничего больше не надо, кроме крыши над головой, добротной пищи и теплой обуви. У меня даже машины нет — была, я ее сыну отдал, мне легче везде на метро успевать. В Москве же не все у меня гладко было — я трижды из-за безденежья на шабашки выезжал, уже после того как в "Пиратах" снялся.

Под Плесецком Архангельской области — вот этими руками, на пару с другом, — мы построили два арболитовых дома для местного автотранспортного предприятия. Там же белые ночи, и мы по 18 часов пахали — от носилок и мастерка руки с мозолями потом не разгибались. Зато заработали по 6 тысяч рублей — это по тем временам, в начале 80-х, цена "Жигулей". И что мне было обидно — я заработал кучу денег, приехал — раздал долги, а денег то намного больше! Ну, еще брату дал, папе дал, а денег все равно больше, и думаю: вот мамы нету — а так бы ей сказал: "На, мама, деньги, купи все что хочешь". Я же помнил, как она с папиной зарплаты по 20 рублей откладывала — мне с братом какую-то обновку купить...

Реклама

А потом еще был такой курьезный случай в моей жизни, когда перед развалом Союза мне по тарификации дали самую высокую ставку Госкино — 71 рубль за съемочный день, плюс две репетиции, выходило 140 — больше, чем месячная зарплата инженера! Думаю, вот теперь я заживу — и все это через несколько месяцев рухнуло...

— Юбилейную смерть в кино отмечали на съемочной площадке?

— Моя 50-я смерть в кино пришлась на фильм Артура Дубокса "Там, где кончается море" (2007), который снимали в Латвии. И латыши обставили все с такой помпой, потому что были рады, что хоть в этом обошли россиян (смеется). Но на экране я, как криминальный авторитет Джамал, погиб банально — в перестрелке с местной мафией. А вот Саша Абдулов ждал меня с этим "юбилеем" у себя на съемочной площадке "Гарина" в Астрахани — я играл у него кавказского террориста, который покупает взрывчатку у изобретателя. И я у латышей сыграл чуть раньше, но Саша не сильно расстроился: "Все равно взорву тебя так, как тебя еще ни разу не взрывали!" Микроавтобус моего персонажа пиротехники так нашпиговали динамитом, что его обломки после взрыва в радиусе 200 метров разнесло. Перестарались, хорошо хоть люди не пострадали. Ну, этот кадр, конечно же, отдельно — без меня снимали. Жаль, зрители этого не увидят — сразу же после переезда в Балаклаву у Саши начались проблемы со здоровьем, и его не стало. А на нем вся картина была завязана — он и режиссер, и продюсер, и исполнитель главной роли...

Реклама

— А так, чтобы по-настоящему, с мурашками по телу и риском для жизни, — бывало?

— Был такой случай, самый памятный для меня – в фильме "Игры в подкидного" (2001). Там меня — опять же криминального авторитета — Юра Назаров, как подполковник ФСБ, на крыше застрелил. Съемки проходили в недостроенной высотке, и я падал с 16-го этажа! Вниз посмотришь — дух захватывает, жуть! Естественно с такой высоты падать ни один каскадер в мире не согласится, но фишка была в том, что двумя этажами ниже был широкий карниз –— метра два. И вот там разложили картонные коробки и брезент натянули. А падать же надо не как гимнасту — сгруппировавшись, а расслаблено — ты уже насмерть раненый, уже идешь расслабленный, боком, нескладно, и летишь туда — мертвый. Психологически было очень трудно, потому что ты все время идешь и думаешь, что сейчас упадешь в пропасть ...

— Что-то мы о грустном все...

— Самые смешные сцены у меня эротические, когда я играл насильников. Как-то довелось мне "овладеть" Евгенией Крюковой. Казахи снимали боевик "Каждый взойдет на Голгофу" (2003) по сценарию местного авторитета. И я должен был наказать любимую девушку главаря банды. Эту сцену снимали в роскошном особняке на окраине Алма-Аты — пока на третьем этаже свет выставляли, я на втором — арбуз кушал, и вдруг кричат: "Володя, в кадр!" Ну, и там процесс весь происходит — я перекинул московскую звезду Женю Крюкову через спинку кровати и — ох, ах! Тут продюсер кричит: "Стоп, мне надо, чтобы Володя потный был!" Я коркой арбузной сам себе по лицу провел — и гример не понадобился. Снова снимаем — и тут на этот арбузный сок, который у меня по лицу стекает, — стали мухи слетаться! Ну, думаю, они там в мониторе все видят, но не останавливаюсь — не было команды, дальше наказываю эту красавицу. Но понимаю: уже брак идет, — и стал глазами вращать за особенно назойливой мухой. А режиссер все равно молчит! И тут мне муха на лоб села — я от злости дунул, плюнул и как заору! И только после этого команда — стоп, снято! Аплодисменты, и на полном серьезе мне говорят: "Володя, как вы, армяне, здорово оргазм показываете!"

А в картине Арунаса Жебрюнаса "Час полнолуния" (1988) у меня пикантная сцена с Барбарой Брыльской — режиссер попросил меня, чтобы я, разрывая на ней одежды, бормотал что-нибудь по-арабски. Сделал все, как просили, и он потом удивлялся, как это я ни в одном дубле не запнулся даже — ну, я и открыл тайну, что все время читал стих по-азербайджански про Ленина, который еще в детстве зазубрил, когда у бабушки в Кировобаде жил и учился там в школе. Жебрюнас, идейный антисоветчик, от смеха возле камеры упал.

— На что у вас еще, кроме кино, остается время?

– У меня сейчас не так много работы, как раньше было. Вот, надеюсь, этой осенью зрители увидят меня в сериале "Аптекарь" по роману Владимира Орлова. У меня роль мясника, но не кровожадного, а философствующего, который с черного хода снабжает московскую интеллигенцию мясом. Еще у меня пара антреприз, с которыми гастролирую. И, конечно же, семья: красавица жена Светлана, дочь, взрослый сын — работает программистом, ростом в меня —1,96 м, и два внука — 9 и 13 лет. Мне сейчас очень хочется то, чего я не получил как актер в кино, воплотить в своих сценариях.

Очень хочу снять картину "Христофор-подводник" — это интернациональная авантюрная комедия с лирическим финалом — здесь и благодарный жест ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, и попытка, вопреки наследию некоторых политиков, снова развернуть лицом друг к другу народы России, Грузии и Украины, не сомневаясь, что смех и самоирония — кратчайшее расстояние не только между людьми, но и между народами. Все готово к съемкам — нет только финансирования, надеюсь, что откликнуться мощные люди, которые есть и у вас в Украине. 

НАЧИНАЛ С ДОН ЖУАНА...

Имя: Владимир Епископосян
Родился: 21.01.1950 в Ереване (Армения)
Карьера: Заслуженный артист РФ (2003)

На большом экране дебютировал 19-летним студентом юрфака и сразу же в главной роли киноновеллы "Ахтамар" (1969). Но прежде чем посвятить свою жизнь театру и кино, по просьбе родителей окончил университет, отслужил в армии и стал мастером спорта по баскетболу, играя в чемпионате СССР за ереванский "Спартак". Только потом поступил в театрально-художественное училище и до переезда в Москву служил в труппе Ереванского русского драмтеатра.

В кино, начиная с "Пиратов ХХ века" (1979), стал заложником своей впечатляющей фактуры — чернобородому великану (рост 1,93 м) режиссеры упорно предлагали роли террористов, мафиози, головорезов самых разных национальностей и степеней адекватности, хотя в 1985 он сыграл Дон Жуана в одноименном фильме... Строчка "на лицо ужасные — добрые внутри" из песни "Остров невезения" — это про Владимира Арустамовича, который в бесконечной галерее злодеев, искал отдушину и находил ее на сцене Театра "Буфф" и в детских киносказках.

Из почти 150 картин, где актер сыграл, его персонажи погибают в каждом третьем фильме — 51 раз! Этот счет еще не закрыт и когда-нибудь такое кинодостижение будет занесено в Книгу курьезных рекордов. Он — автор книг "Главный труп России" (2008) и "Новеллы "главного бандита" (2009).