Валерий Золотухин: "А умирать — это больно?"

1 апреля 2013, 09:02
Друзья называли актера "домовым", а он ради фильма готов был биться головой об асфальт

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

"Лучший друг Высоцкого" и "Добрый домовой Таганки", как называли Валерия Золотухина в его родном театре, где он прослужил почти полвека, в субботу умер в больничной палате, так и не выйдя из искусственной комы, в которую его погрузили врачи. У актера была неоперабельная опухоль мозга. До комы он успел написать завещание и простился со своими родными и друзьями. Валерию Сергеевичу был 71 год. В его окружении говорят, что так уходят только очень светлые люди... 

Для тех, кто постарше, Золотухин — это, конечно же, красноармеец Бумбараш. Паренек в фуражке со звездой, в обмотках и с гармонью в руках. А еще — Сережкин, участковый и хозяин тайги. Для молодых — вампир из "Дневного дозора". Его голосом пел Леонид Куравлев в "Иване Васильевиче..." и Остап Бендер — Арчил Гомиашвили в "12 стульях". Всего же, без трех фильмов, — золотая сотня картин! Последняя роль — украинский козак Явтух в фэнтези "Вий. Возвращение". Правда, в ней Валерий Сергеевич снялся еще пару лет назад, после чего продюсеры ее долго доводили до ума, в итоге она выйдет на экраны только в октябре этого года. Кроме того, — и в этом можно увидеть какой-то мистический знак — в своих последних картинах Валерий Сергеевич постоянно погибал. Будь то "Король умирает" или же "Бригада 2".

"На площадку Валерий Сергеевич приходил всегда подготовленным, — рассказал нам режиссер "Бригады" Денис Алексеев. — Доходило до того, что он только спрашивал, куда идти и как двигаться, а потом шел в кадр. Доброжелательным был и с водителем, и с каскадерами. Помню, когда снимали сцену убийства, он спросил, как нужно упасть, каскадеры ему показали. Я ему тогда сказал: мол, вы же понимаете, упасть нужно будет не на мат, как на репетиции, а на асфальт  — и биться головой. А он: "Ну, раз надо, значит, надо". Сцену, в которой героя Золотухина убивали, мы тоже сняли очень быстро, но перед этим Валерий Сергеевич поинтересовался: "А умирать — это больно?" — "Нет, говорю, будет приятный хлопок и запах серы...". На что он ответил: "Раз не больно, значит, все нормально!"

Реклама

Валерий Сергеевич любил не только свою профессию, но и женщин — он был трижды женат (третий брак — гражданский). Его первая жена, Нина Шацкая, после развода не общалась с ним больше 20 лет (после выхода в свет его нашумевших биографических дневников). Позже они все-таки помирились, и Шацкая до последнего дня молилась о его здоровье. Нынешняя жена Золотухина Ирина Линдт была моложе его на 33 года. Они мечтали обвенчаться, но так и не успели... От каждого брака у Золотухина было по сыну. Средний  — Сергей, от второй супруги, скрипачки Тамары, — был барабанщиком группы "Мертвые дельфины". В 2007-м он покончил с собой — наркотики.

Панихида по Золотухину состоится в Театре на Таганке завтра (причем церемония прощания будет идти не 3 часа, как обычно, а 6). Похоронят актера в Алтайском селе Быстрый Исток, где он родился, рядом с церковью, которую построил. Такова была последняя воля Валерия Сергеевича. За тем, чтобы она была исполнена, проследит старший сын Золотухина  — Денис (батюшка Дионисий). Экс-худрук театра на Таганке, 95-летний Юрий Любимов (после  его скандального ухода из театра должность директора занимал Золотухин) на прощание не придет: ему запретили врачи — из-за возраста и состояния здоровья.