В современных школах дети учатся "эпохами" и сами дописывают книжки

23 октября 2013, 20:08
Альтернативные системы образования делают ставку на развитие у школьников мышления и чувств

В вальдорфских школах дети сами создают себе учебники

Кроме традиционной школы, в Украине существуют альтернативные системы образования, которые ориентированы на более творческое и самостоятельное обучение детей. Мы детальнее узнали о некоторых из них.

Читайте также: Дети в новаторских школах не делают "домашек" и сами составляют расписание

Реклама

Вальдорфская школа

Вальдорфская система была разработана в 1919 году Рудольфом Штейнером, австрийским философом и создателем антропософии. Как альтернатива традиционной школе система довольно популярна в мире, хотя получает самые противоречивые отзывы — от восторгов до обвинений в несерьезности обучения. В Украине действуют четыре школы, официально признанные Международной ассоциацией вальдорфской педагогики: в Киеве (школа-детский сад "София"), Одессе (учебно-воспитательный комплекс "Ступени"), Днепропетровске (вальдорфская среднеобразовательная школа) и Кривом Роге (учебно-воспитательный комплекс "Среднеобразовательная вальдорфская школа-детский садик"). Среди них есть государственные и частная (в Одессе, месяц обучения стоит 2400 грн). Действуют они в рамках всеукраинского эксперимента.

В отличие от других систем, вальдорфская педагогика не спешит сделать из детей академиков. Учителя позволяют ребенку подольше побыть в своем сказочном мире, наиграться. Отказавшись от муштровки, педагоги развивают качества, присущие определенному возрасту. Для первоклашек это целостное восприятие мира, обостренность чувств, фантазия. А сухая наука идет вразрез с интересами ребенка. Поэтому читать вальдорфские дети учатся только в конце первого класса, но зато потом, по уверениям педагогов, хорошо и много читают, потому что им не отбили охоту к книгам.

Реклама

Здесь нет оценок — учитель может похвалить или поругать, но каждого оценивают только по отношению к собственным успехам, без оглядки на других. В уроке много игровых элементов. Учебники дети создают себе сами: они пишут и рисуют в специальных неразмеченных тетрадях, оформляют страницы, как им больше нравится.

ВАЛЬДОРФСКИЕ "ЭПОХИ". Интересная особенность системы — это так называемые "эпохи": блоки информации по какому-либо предмету, которые нужно освоить в месячный срок. Например, в сентябре изучают географию материков, в октябре — историю средневековья и т.д. "Эпохальной" теме уделяют по два первых урока каждый день. А дальше идут "ритмические" предметы, то есть те, которые повторяются регулярно. "Учиться по стандартному школьному расписанию — это все равно что читать десять книг одновременно, — объясняет методист, координатор Всеукраинского проекта "Вальдорфская педагогика в Украине" Елена Мезенцева. — Прочитали страницу — закрыли, взяли следующую книгу, прочитали страницу — закрыли… Вместо этого мы берем и читаем книги по очереди — от начала до конца. То есть на месяц погружаемся в какой-либо предмет".

В вальдорфских школах много искусств, но они нужны не для развлечения, а для развития трех компонентов личности: мышления, воли и чувств, которые лучше всего переплетаются в творческой деятельности.

Реклама

ИСКУССТВО РАЗВИВАЕТ. "Мы не стараемся сделать из всех художников, — говорит Елена Мезенцева. — Творческие занятия решают ряд воспитательных задач. Например, существует так называемый кризис 12 лет, когда ребенок вдруг понимает, что учитель тоже чего-то не знает, родители могут обманывать и мир не так прекрасен, как он думал раньше. Дети начинают хамить, сплетничать, замыкаются в себе. Мир для них делится на черное и белое. Поэтому в шестом классе у нас исчезают краски. После яркой живописи начинается графика, когда нужно очень точно передать то, что видишь. Их критический взгляд на мир мы переводим в творческое русло, весь год они рисуют только черным и белым. В седьмом классе мы изучаем перспективу. Это следующий шаг, когда после всей критики окружающего мира мы понимаем, что существует много точек зрения на один и тот же предмет. Одновременно появляются сдержанные краски. И в конце седьмого класса — а по истории в этот период проходят Средневековье и Возрождение — мы едем во Львов, и дети рисуют на улицах".

Групповое пение в вальдорфской школе — это социальное упражнение, которое учит прислушиваться к другим и согласовывать действия. Различные поделки важны потому, что ручной труд развивает волю. И так далее — все творческие занятия имеют двойную или тройную цель.

УЧЕБА БЕЗ СПЕШКИ. Однако у непосвященных складывается впечатление, что такого рода школы предназначены для детей с заторможенным развитием. "Это заблуждение, — говорит Елена Мезенцева. — К нам приходят только с диагнозом "не хочу ходить в школу". Дети, которые не прижились в традиционном образовании, хорошо раскрываются у нас. Просто в младшей школе мы сознательно что-то делаем медленнее в интеллектуальном плане, но потом это дает качественный скачок. Мой сын с детского сада был вальдорфским ребенком, после 9-го класса без проблем поступил в лицей, отучился, хорошо сдал ВНО и поступил в КПИ".

Контрольная за 20 минут

Научно-педагогический проект "Росток" действует в Украине уже 17 лет. В 1996 году в рамках эксперимента эту новую бесплатную программу ввели в Сумской классической гимназии, а сейчас ее используют более 200 школ по всей Украине. Проект разработали в Институте инновационных технологий и содержания образования.

"Росток" — это развивающая технология обучения, — рассказывает научный руководитель проекта Тамара Пушкарева. — Дети получают знания не в готовом виде, а через поисковую и творческую деятельность". Таким образом, знания для ребенка становятся не целью, а средством решения конкретных задач, логических или творческих. Например, детей просят сочинить рассказ о путешествии облачка или капельки воды. Но без знания физических процессов достоверно описать приключения капельки не получится.

ДИАЛОГ, А НЕ ЛЕКЦИЯ. В основе метода — особое построение урока. "Роль учителя заключается в том, чтобы направить детей, — поясняет преподаватель математики Светлана Александровна. — Они высказывают свое мнение и не боятся ошибиться — в ходе дискуссии мы выясним, кто прав, а кто нет".

Для программы выпускаются специальные учебные пособия. "Ребенок становится соавтором этой книжечки, выполняя разнообразные задания, что-то дописывая, дорисовывая, разукрашивая, вырезая", — рассказывает Тамара Пушкарева. На год по каждому предмету таких книжечек нужно несколько, родителям они обходятся примерно в 200—400 гривен в общей сложности. Для младшей школы есть все пособия, а для 5 и 6 классов — по некоторым предметам.

ДЕТИ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ ДУМАТЬ. В программе — своеобразный курс математики, построенный на логических задачах. Многие понятия вводятся гораздо раньше, чем в классической программе. Другой интересный предмет — "Окружающий мир", он включает в себя элементы природоведения, географии, биологии, физики и химии. Такой подход позволяет сформировать у ребенка целостную картину мира.

"Дети много работают с дополнительной литературой, — рассказывает директор киевской Гимназии № 287 Ирина Почечуева. — Ученикам, которые обучаются по традиционной программе, обычно достаточно учебника. А "ростки" роются в интернете, хрестоматиях и энциклопедиях. Сначала мы ввели программу в отдельных экспериментальных классах. Удивительно, насколько дети разные. "Ростки" умеют думать, рассуждать, высказывать и доказывать свое мнение, делать выводы. С ними интересно работать в средней и старшей школе. Сейчас мы полностью перешли на эту программу". Срезы знаний показывают, что в среднем "ростки" на 20% превосходят обычные классы по качеству знаний. По словам Ирины Почечуевой, контрольные, рассчитанные на 30—45 минут, эти дети пишут за 20.