В голливудском кино — мода на Россию

6 октября 2012, 09:30
Российские реалии добавляют американским фильмам колорита и помогают отбить бюджет

Реклама

Советский Союз и Россия, как преемник Красной Империи, всегда пользовались повышенным вниманием в Голливуде. Еще бы, ведь в этих заснеженных далях, населенных медведями, и где икру народ поглощает исключительно ложками, американские киношники черпали свое вдохновение, создавая своих самых кошмарных и психически неуравновешенных врагов (взять того же Бонда — каждый первый плохиш там — русский генерал, желающий нажать пресловутую красную кнопку).

Так было до середины 90-х (фильмы "Святой" и "Миротворец"). Потом уже даже янки поняли, что пугать Россией мир уже как-то даже несерьезно и скучно. Надоело. Сколько можно — все привыкли уже. Да и Россия уже незакрытая страна — захотел — съездил. И наступило относительное кинозатишье, нарушенное лишь в 2010-м (нет, русских и до этой даты продолжали эксплуатировать в картинах, но уже не так масштабно и не так ярко) крупнобюджетными картинами "Солт" и "Железный человек-2". Там русских сыграли не кто-нибудь, а сексапильная Анжелина Джоли (!) и брутальный Микки Рурк.

"После этого самые ушлые продюсеры сообразили, что Россию надо "юзать" по-новому, — рассказал нам кинокритик Валерий Ковалевич. — Не как страну коммунистов и солдафонов. А как-то иначе, чтобы добавить еще больше колорита в ленту. Например, сделать ее жертвой произвола террористов ("Миссия невыполнима-4") или опасного вируса ("Обитель зла-5"). То есть превратить страну в арену активного действия, в некоего полноценного кинопартнера. А учитывая, что сейчас Россия может помочь фильму отбить до четверти стомилионного бюджета — это имеет смысл".

Реклама

И действительно, только в одной Москве функционирует более 120 современных кинотеатров (для сравнения, в Киеве едва 15 наберется). И с каждым годом их открывают все больше. Россия своими деньгами и зрителями может спасти даже кино, провалившееся в США. "И в Голливуде это хорошо понимают, — говорит критик Алексей Индыченко. — Потому в Москву почти каждую неделю с промо картин приезжают крупнейшие американские звезды, а в Украину — нет. А зачем? Сборов мы им все равно не сделаем. К нам даже русские киношники едут не слишком охотно".

Вот почему в последнее время все русское — герои, города, достопримечательности, актеры то и дело появляются в голливудских постановках. "Но есть и другая причина — русские эмигранты масштабно рассеялись по всему миру, — утверждает критик Катерина Зиновьева. — В тех же штатах русская община одна из самых влиятельных и больших. И все они — потенциальные зрители, которых можно привлечь к покупке билета, показав им в американском фильме, ну, скажем, Владимира Машкова или Александра Балуева".

Так что стоит ли удивляться, что в кинопродукции Голливуда (а также Британии и, в меньшей степени, Франции) то и дело звучит великий и могучий. И тенденция эта, похоже, только усиливается. Так, в следующем, 2013-м году, Россия "сыграет" в пятом "Крепком орешке", шпионском триллере "Джек Райан" и даже в комиксах — в сиквеле "Пипца".

Реклама

 Подробнее о фильмах читайте в подписях под фотографиями

КИНОЛЯПЫ

Когда в голливудском фильме действие происходит якобы в России, которую снимают в павильонах или на улицах Болгарии и Чехии, выдаваемых за Рашу, то имеет смысл повнимательнее присмотреться к русским надписям. Среди них встречаются настоящие шедевры юмора. Правда, те, кто их писал, вряд ли об этом догадывался.

Так, в "Дне Независимости" (1996) Эммериха американцы, показывая карту России, мало того что Новосибирск обозвали "Новосйойрском", так еще и тучей "фзнамзнон" пригрозили. А в фантастической драме "Симона" (2002) люди читают газету "Почти Правда". В "Иностранце" (2003) со Стивеном Сигалом глаз радует передовица с дивным заголовком: "Погибли америКАКАнцы в авиакатастрофе". В боевике "Хитмэн" (2007) действуют доблестные сотрудники ФСБ. Вот только буква "С" на их форме написана... в обратную сторону. В этой же картине есть "Народен театър Иван Вазов" и магазин "Оружъе".

В "Макс Пэйне" (2008) комнаты украшает следующий шедевр письменного граффити: "Мамо, у мну уетыре пальта". А ведь в этой стрелялке играет наша Ольга Куриленко — могла бы и подсказать.

Но приз за глупость можно смело вручить экранизации комиксов "Фантастичекая четверка" (2005). Над заключительным кадром этого героического блокбастера не посмеялся только ленивый. Еще бы — обозвать гигантский морской контейнеровоз "Головка пальца ноги" — это надо уметь. Куда там товарищу Врунгелю с его "Бедой-Победой"!