В Монголии ездят на "буханках", а туристов селят в юртах

12 сентября 2012, 14:23
Как спланировать путешествие в Монголию, когда лучше ехать и во сколько это обойдется

Юрты. Так выглядит жилье для туристов в монгольской глубинке. Фото: А. Аникин

Сегодня о потомках людей, создавших самую большую империю в истории, практически ничего не слышно. Для большинства украинцев Монголия — это белое пятно в центре туристической карты Азии. Очень обособленная страна, со своими традициями, самобытной культурой, собственной религией — тенгрианством — и невероятным разнообразием природы (она входит в тройку самых фотогеничных стран мира) представляется нам бескрайней, ровной и унылой степью, постепенно переходящей в такую же унылую пустыню. Я изначально предполагал, что это неправильное представление. Чтобы окончательно развеять все сомнения, однажды отправился в Монголию… чтобы полюбить ее на всю оставшуюся жизнь. За бездонное небо. За бескрайние горизонты. За то ощущение беспредельной свободы, которого больше нигде у меня не было.

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Реклама

Монголия — страна кочевая, и туризм здесь особый, кочевой. Территория государства огромна, и достопримечательности разбросаны на приличном расстоянии. При этом асфальтированных трасс — ровно четыре. Если вы соберетесь сюда, готовьтесь, что ежедневно предстоит долгий переезд по тряской дороге, а ночевать придется каждый раз на новом месте в спартанских условиях. Хорошие отели есть только в столице, а в провинции удобнее всего ночевать на турбазах.

Заранее ничего бронировать не получится: в интернете контактов баз нет. Но это не страшно: даже в пиковый сезон они заполнены на 50—60%. Да и в популярных туристических местах таких заведений обычно 3—4. Но в любом случае взять с собой палатку в такое путешествие не помешает — на случай, если большая группа все выкупит.

Виза гражданам Украины, въезжающим на срок до 30 дней, не нужна, а загранпаспорт должен быть действующим не менее 6 месяцев с момента выезда из страны.

Реклама

КОГДА ЕХАТЬ. Комфортное время для поездок коротко. В конце сентября температура ночью падает до-10 °C(зимой и до-50 °Cдоходит), а весна — вообще худшее время: поднимаются пыльные бури, погода меняется по десять раз в день. Утром может падать снег, днем он сменится палящим солнцем, а вечером придет гроза с градом. Так что лучшее время для поездок — только с июля до середины сентября. 

ПЕРЕЛЕТ. Прямого перелета из Киева в Улаанбаатар (так правильно называется столица) нет. Нужно лететь с пересадками. Например, рейсом "Аэрофлота" до Москвы, откуда уже есть прямой рейс. Или можно подсесть в Москве на рейс монгольской MIAT из Берлина. Но купить билеты MIAT’а непросто, так как в Киеве нет их представительства. Наконец, можно лететь "Турецкими авиалиниями" через Стамбул. Условия "Аэрофлота" и "Турецких авиалиний" сопоставимы, но преимущество турок — при стоповере свыше 6 ч вам может перепасть бесплатная автобусная экскурсия по Стамбулу. Затраты же по времени и стоимости у всех примерно одинаковые. Помните, что 10—12 июля отмечается главный национальный праздник — Наадам, и авиабилеты на эти даты раскупаются за полгода.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СТРАНЕ

Реклама

Монголия хоть и красива, но от одной достопримечательности к другой порой приходится ехать день. Виноваты в этом и расстояния, и плохие дороги. Так что без автомобиля-внедорожника там не обойтись. Самые распространенные внедорожники в Монголии — УАЗы обеих модификаций ("козлик" и "буханка") и видавшие виды "Ленд Крузеры" 90-х годов. Учтите, что арендовать машину без шофера иностранец не имеет права. Но это не так уж и плохо (хотя самому сидеть за рулем интереснее). Водитель вас выручит не раз — ни дорог, ни дорожных указателей, ни СТО в степи нет. Заблудиться или поломаться там очень легко. А местный шофер великолепно знает и страну, и своего железного коня. Так что и не потеряется, и машину в случае чего починит. Правда, содержание его в пути ляжет на ваши плечи. Если туристы живут в палатке, то водитель спит в своем автомобиле. А на турбазе, согласно местному этикету, нужно и водителя разместить в таких же условиях. Правда, ночлег для сопровождающих в 2—3 раза дешевле, чем для иностранцев. Утешает и то, что монголы — люди скромные и непритязательные. 

Полезно взять в дорогу и сопровождающего гида. Он позаботится о вашем комфорте и решит все возникающие у вас проблемы. Как его искать, этого гида? Это трудно объяснить... У монголов обычно все через знакомых делается. Водитель может посоветовать гида, гид — водителя, и т. п. Первый раз мне турфирма гида подобрала, второй раз — знакомый монгол, который в Киеве живет...

ЗАБАВНЫЕ ФАКТЫ О СТРАНЕ

"Джип" в Монголии называется "ланд" (от Land Cruiser), а ксерокс по-монгольски — "канон". Так вышло из-за того, что разные фирмы первыми завезли внедорожники и копировальные аппараты в наши страны.

Известное слово из трех букв в Монголии попадаться будет в разных вариациях часто, и здесь оно ничего плохого не означает. На­пример, "хуйтэн" — это "холодное пиво",
"хуйхуй" — голубая сорока, а нашему "Эй!" или анг­лийскому "Hi!" соответст­вует то самое слово в чистом виде.

Только здесь ламы (буддийские священнослужители) могут освящать древние языческие культовые сооружения — овоо.

Ночью на горных турбазах в вашу юрту могут бесцеремонно вломиться. Не пугайтесь — это всего лишь персонал пришел подбросить дров в печку. В Улаанбаатаре есть два украинских ресторана. Обереги на стенах, девчата в красных черевичках, монголы в вышиванках, исполняющие почти без фальши "Ти ж мене пiдманула" — это стоит увидеть! А борщ… разве если уж очень соскучились. Разве может монгол сварить правильный борщ?

О ЦЕНАХ

Цифры на ценниках здесь на треть ниже киевских. Особенность Монголии – чем глубже забираетесь в провинцию, тем продукты в магазинах дороже, и дорожает бензин на заправках. Связано это с тем, что все доставляется в глубинку из столицы, и на стоимости сказываются транспортные расходы.

Бюджет путешествия (в USD, на двоих, 15 дн., 14 н.).

Это не самый экономичный, но комфортный вариант.

  • Авиабилеты Киев—УБ—Киев (ч-з Москву или Стамбул): 950 x 2 = 1900
  • Аренда автомобиля Land Cruiser с водителем: 80 х 14 = 1120
  • Топливо (2500 км, расход 20 л/100 км,1 л— $1,2): 600
  • Услуги проводника: 40 x 14 = 560
  • Ночевки в Улаанбаатаре, DBL в отеле: 60 х 2 = 120
  • Ночевки в степи на базах, юрта на двоих: 30 x 12 = 360
  • Проживание водителя и гида в степи, юрта на двоих: 15 х 12 = 180
  • Питание на четверых (с гидом и водителем), без спиртного: 30-40/день х 14 = 420—560
  • Для справки: баран (примерно 40—50 кг): 50
  • Вход в музеи, монастыри, в национальные парки: всего 100—150
  • Мелкое экспедиционное снаряжение:  50

ИТОГО: $5310—5600

Для сравнения: аналогичный тур, заказанный в турфирме, обойдется примерно в $6500 без перелета.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Путешествие по Монголии: столица Чингисхана, самая северная пустыня и самые южные северные олени

Андрей Аникин